Учитель русского языка МБОУСОШ 5 г.Армавира Краснодарского края И.В.Эпп
Цели: закрепить умение определять проблему текста и комментировать ее; научиться выявлять авторскую позицию в тексте публицистического стиля;
Позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чем автор видит решение проблемы.
Позиция автора может быть выражена прямо косвенно В отдельных предложениях, обращенных к читателю В поступках, мыслях героев, с помощью различных художественных приемов
На какой канал ни попадешь обязательно про бандитов показывают. Как им трудно, бедным и несчастным, живется, и как их никто вокруг не понимает, и какие они в глубине души добрые и пушистые, и как умеют крепко друг с другом дружить, и как умеют пылко и верно своих роковых подруг любить, и как ненавидят царящую вокруг несправедливость, ради борьбы с которой, собственно говоря, они и пошли дружными рядами в бандиты. Вот герои нашего времени! (А. Андреев)
Слова – маркеры Оценочная лексика Средства выразительности Вводные слова Побудительные предложения
Главное – научиться различать, что действительно красиво, а что подделка (В.Лакшин). Не нужно скрывать радости! Нужно учиться культуре радости! (В.Никляев). Чрезвычайно важно понимать, что книга, как ничто, насыщает душу (В.Розов).
Любящий человек – это великое благо (Е.Сикирич); Лев Толстой в «Войне и мире» писал, что зло агрессивно и наступательно, потому силам добра не следует расслабляться и нужно быть готовыми к противостоянию (Л.Матрос).
Ничто не доставляет такого удовольствия, как рассказывать о талантливых, честных, порядочных, мужественных людях! (Д.Гранин). Как много во всем этом ума и чувства красоты! (Л.Андреев).
К несчастью, так складывается жизнь, что все чаще она возвращает нас к проблемам, связанным с нарушением прав человека; К счастью, есть предприятия, которые жестко следят за качеством своей продукции. Ко всеобщей радости, проблемы в отношениях сотрудников вскоре разрешились.
Так что учитесь у великих: размышления об их жизни, творческой судьбе помогут вам лучше понять себя (В.Пекелис).
Критерии оценивания ответа на задание С 1 Бал лы К3 Отражение позиции автора исходного текста Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора исходного текста по прокомментированной проблеме 1 Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или Позиция автора исходного текста не сформулирована 0
Определение темы текста: Подчеркнуть часто повторяющиеся в тексте слова или сочетания слов.
Тема текста Честь и достоинство. Этап 1
Определение проблемы текста
Проблема чести и достоинства
Составление вопросного плана:
1. Не устарели ли сегодня такие понятия, как благородство, честь, достоинство? К чему приводит утрата моральных ценностей? 2. Почему недопустимо попрание чести, достоинства человека? 3. Нужно ли выступать в защиту людей, честь и достоинство которых попираются? 4. Что можно считать истинными ценностями? Как они утверждаются?
1. Не устарели ли сегодня такие понятия, как благородство, честь, достоинство? К чему приводит утрата моральных ценностей? Чувство собственного достоинства, умение беречь свою честь и сегодня остаются важными характеристиками личности. Утрата моральных ценностей может привести к потере способности различать добро и зло, истину и ложь.
2. Почему недопустимо попрание чести, достоинства человека? Нужно ли выступать в защиту людей, честь и достоинство которых попирают? У каждого должно быть чувство собственного достоинства, поэтому необходимо выступать в защиту людей, честь и достоинство которых попираются; истинная ценность человеческой жизни утверждается нравственными ценностями.
3. Что можно считать истинными ценностями? Как они утверждаются Честь, достоинство - истинные ценности, которые утверждаются нравственными поступками.
Комментирован ие проблемы