Дворянская Москва XlX в. Быт и культура.
Воспитание и образование московских дворян. При Московском университете существовал Благородный пансион (позже преобразованный в гимназию) для дворян. Здесь помимо разных наук обучали типичным «дворянским» предметам – музыке, танцам, фехтованию, верховой езде. В университетском пансионе учились А.С. Грибоедов, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев. После окончания пансиона дворянин мог поступить в Московский университет. Многие дворяне предпочитали военное образование гражданскому. В 1824 г. в Москве открылся Кадетский корпус. Для дворянских девушек в начале века был открыт Екатерининский институт. Здесь старались прежде всего привить хорошие манеры, учили языкам, танцам, рукоделию, домоводству. Московский университетский Благородный пансион. Училище ордена святой Екатерины
С семилетнего возраста ребенок рассматривался как маленький взрослый. Считалось, что у него появлялся разум, и он становился пригодным к обучению. Обучение и воспитание ориентировалось, прежде всего, на служение Отечеству. В мальчике воспитывалось умение приказывать и повиноваться, а в девочке – умение жертвовать собой в качестве жены и матери. Причем, в отличие от других культур той эпохи, российское дворянское воспитание не считало возможным «ломать волю» ребенка. Предпочтение отдавалось убеждению и личному примеру. Хотя телесные наказания и существовали, но они не приветствовались и постепенно исчезали. После семи лет для ребенка стандартом поведения становилось поведение взрослых. Ребенок мог быть даже наказан за игры. Дети могли присутствовать и принимать живое участие в любых разговорах взрослых, в том числе интимных, читать любые книги. Воспитание маленького Пушкина в кругу друзей его отца (правда, гениальных), которым восхищаются пушкинисты, не было редкостью.
Костюм дворянина
Мужчины стали носить фраки, длинные штаны- панталоны, а в качестве головного убора- цилиндр. Обязательной принадлежностью мужского костюма были перчатки и трость. Прически стали короче. В моду вошли бакенбарды. Женщины, как и раньше, затягивали тело в корсеты, но платья стали другими. На улицу благородная дама не выходила без шляпки, перчаток и зонтика.