Художественные материалы? Для кого они? 1
Автор: Пинчук Алексей, 4 класс МБОУ СОШ 14 Научный руководитель: Пинчук Ирина Геннадьевна VIII Городская научно-практическая конференция школьников г. Искитима 2
Гипотеза: Если предположить, что поделки из «самодельных» материалов будут более экологически чистыми, то будут ли они более красивыми и прочными, чем из «покупных». Объект исследования: Сфера творческого пространства ребенка, её возможности, многообразие и безопасность. Предмет исследования: объекты творческой сферы ребенка – материалы, которыми ребенок пользуется во время рисования или лепки. Что мы исследуем? 3
Узнать из каких веществ состоят различные материалы для творчества. Определить преимущества и недостатки самодельных материалов для творчества. Выяснить могут ли творческие работы из самодельных материалов быть не хуже работ, выполненных из покупных материалов. 4
О знакомиться с историей возникновения материалов для творчества. Изучить, из каких веществ состоят краски и пластические материалы. О знакомиться с информацией (научно-популярной, учебной литературой, интернет-сайтами) по теме исследования. И зготовить некоторые творческие материалы в домашних условиях, пользуясь доступными рецептами. С равнить свои творческие материалы с материалами, приобретенными в магазине. И зготовить поделки из материалов, сделанных своими руками и сравнить их с поделками их готовых «покупных» материалов. 5
В основе акварели, гуаши и темперы находятся разноцветные порошки – пигменты (минеральные красители) М инеральные красители древние художники находили прямо под ногами: красная, желтая глина, уголь, мел, малахит, лазурит. С вязующим веществом пигмента могли служить: мед, растительное масло, яйцо, растительный клей, непрозрачные белила. П ластические массы получали из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, животных жиров, церезина и других веществ(сера, тальк и др.), препятствующих высыханию. В пластике содержится пластификатор, благодаря которому она затвердевает после прогревания. Что нам известно из истории? 6
Для приготовления пальчиковых красок потребовалось: 0,5 кг муки, 5 столовых ложек соли, 2 столовых ложки растительного масла, пищевые красители и немного воды. Все перечисленное нужно размешать миксером, массу вылить в баночки и добавить для цвета пищевые красители и тщательно перемещать. Приготовление пальчиковых красок 7
П осле перемешивания массы и красителей получились четыре цвета. Д ругие цвета получились в результате смешивания этих четырех. Н асыщенность цвета можно было увеличить, добавляя еще пищевых красителей. В ыполнять рисунок самодельными красками несложно, но эластичность своих красок была хуже покупных. 8
В целом нам удалось выполнить цветовое решение рисунка в технике «пуантели» не хуже, чем магазинными красками. Р исунок, выполненный самодельными красками был не таким ярким. О ставшиеся открытыми краски быстро покрылись твердой корочкой. Результаты эксперимента Результаты эксперимента Магазинная гуашь Самодельные краски 9
Для приготовления пластилина необходимо: 400 гр. муки, 200 гр. соды, 30 гр. квасцов (продается в аптеке), 3 столовых ложки растительного масла и 0,5 литра кипятка. Засыпать все сухие компоненты в посуду, добавить подсолнечное масло, залить крутым кипятком. Тщательно перемешать лопаткой или миксером. Затем разделить и добавить пищевые красители. Приготовление пластилина 10
П олученную массу перемешал лопаткой. З атем разделил и добавил пищевые красители. Ч тобы пластилин не прилипал к пальцам, нужно было тщательно его вымесить. Д ля получения больше четырех цветов нужно было перемешать шарики основных цветов, как и краски, и получились дополнительные цвета. 11
Результат эксперимента У нас получилось слепить такого же жирафа, как и из покупного пластилина, но трудности представляли маленькие элементы поделки - глаза, брови, копытца, рожки – они плохо прилипали к основе, а при намачивании липли к рукам. С пустя неделю самодельная поделка затвердела, и некоторые мелочи отвалились. Пластилиновая масса хранилась в закрытой коробке долго. 12
Д ля приготовления пластики -«холодного фарфора» необходимо: 2 части крахмала смешать с двумя частями клея ПВА, добавить лимонного сока и 2 столовые ложки глицерина. Все тщательно перемешать в стеклянной миске и подвергнуть прогреванию в микроволновке при максимальной мощности, перемешивая массу через каждую минуту. Приготовление пластики 13
Самое сложное было вымесить полученную массу, пока она не остыла до эластичного состояния. Для этого на стол нужно было вылить немного жирного детского крема. Держать этот колобок на воздухе нельзя, поэтому мы сразу положили его в пакет. Полученные колобки необходимо сразу изолировать от воздействия воздуха – положить в пакет. 14
Е сли изделие из пластики нужно было прогревать в духовке, чтобы оно затвердело, то изделие из «холодного фарфора» затвердевает на воздухе, а его составляющие скрепляются в процессе лепки с помощью клея ПВА. Х ранить домашнюю пластику нужно сразу же в пакете. С лепить вторую черепашку было непросто – хотя, возможно в этом нужен просто навык. Из покупной пластики Из домашней пластики 15
М ожно использовать самодельные краски для выполнения несложных творческих работ начинающими маленькими художниками, особенно если у них есть медицинские противопоказания к использованию фабричных красок с добавками. М ожно использовать самодельный пластилин для выполнения несложных творческих работ начинающими маленькими скульпторами, особенно если у них есть медицинские противопоказания к использованию фабричного пластилина с добавками. В ыполнять поделки из «холодного фарфора» лучше детям подросткового и старшего возраста – для маленьких скульпторов это трудно. Выводы 16
Поделки из «самодельных» материалов более экологически чистые, но они уступают магазинным материалам по прочности, удобству использования и красоте. И применение их возможно в большинстве случаев в работе с маленькими творцами, только начинающими познавать мир художественного творчества, либо вынужденными в силу медицинских противопоказаний отказаться от фабричных материалов. 17