Условия плавания тел Условия плавания тел Давыдова Наталия Ивановна МБОУ Платоновской СОШ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Платоновская средняя общеобразовательная школа
Вопросы для повторения 1. О какой силе идет речь в теме урока? 2. От чего зависит сила Архимеда? 3. Напишите формулу для определения выталкивающей силы. 4. Напишите формулу для определения Архимедовой силы. 5. Тело погрузили в жидкость. Как изменится вес тела?
Архимедова сила: Р в = 4 Н Р ж = 1 Н F А = Р в – Р ж F А = Р ж
На тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, направленная вверх и равная по модулю весу жидкости, которую вытесняет данное тело.
Условия плавания тел
Экспериментальное задание Оборудование: сосуд с водой и набор тел: фарфоровый ролик, свинец, сосновый брусок, пробка, парафин, пенопласт, кусочки алюминия. 1. Пронаблюдайте, какие из предложенных тел тонут, и какие плавают в воде. 2. Найдите в предложенной для вас таблице плотности, соответствующих веществ и сравните с плотностью воды. 3. Результаты оформите в виде таблицы. Плотность жидкости Плотность вещества Тонет или нет ρ ж = ρ т =
1. Если ρ вещества > ρ жидкости, то тела тонут. 1. Если ρ вещества > ρ жидкости, то тела тонут. 2. Если ρ вещества < ρ жидкости, то тела всплывают на поверхность жидкости. 2. Если ρ вещества < ρ жидкости, то тела всплывают на поверхность жидкости. 3. Если ρ вещества = ρ жидкости, то тело плавает внутри жидкости. 3. Если ρ вещества = ρ жидкости, то тело плавает внутри жидкости. Вывод:
1. Сравните глубину погружения в воде деревянного и пенопластового кубиков одинаковых размеров. 2. Выясните, отличается ли глубина погружения деревянного кубика в жидкости разной плотности. Результат опыта представить на рисунке. Экспериментальное задание Оборудование: два сосуда (с водой и с маслом), деревянный и пенопластовый кубики.
Вода ρ = 1000 кг/м 3 Масло ρ =920 кг/м 3 Глубина погружения тела в жидкость зависит от плотности жидкости и самого тела. Вывод:
Оборудование: сосуд с водой, пробирка с поваренной солью, ложка, картофелина средней величины. Можно ли «заставить» картофелину плавать в воде? 1. Заставьте картофелину плавать в воде. 2. Объясните результаты опыта. Оформите их в виде рисунков. Экспериментальное задание
Утонула Поднялась в воде Всплыла!
Картофель может плавать в воде, если раствор соли будет иметь большую плотность, чем у картофеля! Картофель может плавать в воде, если раствор соли будет иметь большую плотность, чем у картофеля! Вывод
Всплытие масляного пятна, под действием выталкивающей силы воды. 1. Возьмите с помощью пипетки несколько капель масла. 2. Опустите пипетку на глубину 3 – 4 см в стакан с водой. 3. Выпустите масло и пронаблюдайте, образование масляного пятна на поверхности воды. 4. На основе проделанного опыта сделайте вывод. Экспериментальное задание Оборудование: сосуды с маслом, водой, пипетка.
Жидкости, как и твердые тела подчиняются условиям плавания тел.
Условие плавания тел всплываетплаваеттонет плотность жидкости больше плотности тела плотность жидкости равна плотности тела плотность жидкости меньше плотности тела
Условия плавания тел Поведение тела Соотношения между силами Соотношения между плотностями Словесная запись F T ? F A Словесная запись ρ Т ? ρ ж Тело тонет, если... F T ? F A ρ Т ? ρ ж Тело плавает, если... F T ?F A ρ Т ? ρ ж Тело находится в равновесии в любом месте жидкости, если... F T ? F A ρ Т ? ρ ж Заполните таблицу
На поверхности воды плавают бруски из дерева (сосна), пробки и льда. Укажите, какой брусок из пробки, какой из дерева, а какой изо льда? 1-лед, 2 - дерево(сосна). 3 - пробка Задача
Задача. Сборник Лукашика 535 Задача. Сборник Лукашика 535 Какую силу надо приложить, чтобы поднять под водой камень массой 30 кг, объем которого 0,012 м 3? Какую силу надо приложить, чтобы поднять под водой камень массой 30 кг, объем которого 0,012 м 3? 1 Уровень: а)Какие силы действуют на тело, погруженное в жидкость? Куда они направлены? 1 Уровень: а)Какие силы действуют на тело, погруженное в жидкость? Куда они направлены? б) Где находится камень? б) Где находится камень? в) Что можно сказать о силах тяжести и Архимеда в этом случае? в) Что можно сказать о силах тяжести и Архимеда в этом случае? г) Что необходимо сделать с камнем? г) Что необходимо сделать с камнем? д) Куда будет направлена сила, которую необходимо приложить к камню, для того чтобы его поднять? д) Куда будет направлена сила, которую необходимо приложить к камню, для того чтобы его поднять? 2 Уровень :1 уровень и определить Архимедову силу. 2 Уровень :1 уровень и определить Архимедову силу. 3 Уровень: 1 уровень, определение Архимедовой силы. Чему равна равнодействующая двух сил, направленных по одной в противоположные стороны? Сделать чертеж 3 Уровень: 1 уровень, определение Архимедовой силы. Чему равна равнодействующая двух сил, направленных по одной в противоположные стороны? Сделать чертеж
Занимательная задача: Один неглубокий сосуд пригласил в гости сразу три несмешивающиеся жидкости разной плотности и предложил им располагаться со всеми удобствами. Как расположились жидкости в гостеприимном сосуде, если это были: масло подсолнечное, нефть и вода? Укажите порядок расположения жидкостей. НЕФТЬ МАСЛО ПОДСОЛНЕЧНОЕ ВОДА
§50, повторить§49 §50, повторить§49 «3»-задание 15,стр 123. «3»-задание 15,стр 123. «4»- задание 15,стр 123.,упр.25(4) «4»- задание 15,стр 123.,упр.25(4) «5»- задание 15,стр 123.,упр.25(4), сб.Лукашик 639 «5»- задание 15,стр 123.,упр.25(4), сб.Лукашик 639 Домашнее задание
Спасибо за урок, ребята!