Научно-исследовательская работа «Глаза - главные помощники человека» Работу выполнили ученики 2 «А» класса Головкова Полина, Мелентьева Валерия Руководитель: Смагина Т. Е. учитель начальных классов МАОУ «СОШ17» г.. Губкин
Цель работы: научиться бережно относиться к зрению Для достижения цели были поставлены такие задачи: 1)Найти и изучить литературу о строении глаза; 2)Познакомиться с правилами бережного отношения к зрению; 3) Определить причины потери зрения; 4) Изучить способы восстановления зрения; 5) Сформировать свои выводы на основе результатов исследования; 6) Дать практические рекомендации для сохранения здоровых глаз.
Актуальность нашей работы: современная цивилизация, работа с компьютером увеличили нагрузку на глаза. В школе учащихся имеют проблемы со зрением: из них 26 человек в начальной школе; во 2 «А» классе 9 человек Проблема сохранения зрения школьников является актуальной.
Гипотезы: Причинами ухудшения зрения школьников являются: - наследственный фактор; - нарушение правил бережного отношения к зрению на уроках и при выполнении домашних заданий; - не соблюдение правил просмотра телепередач и работы с компьютером.
Методы исследования: - подбор и изучение материала по теме исследования; - проведение опытов; - опрос одноклассников в форме анкетирования; - консультация медработника; - анализ и обработка полученных результатов; - составление памятки « Береги зрение ».
Зрение – уникальный дар, благодаря которому человек Может наслаждаться всей полнотой красок живого мира. У человека пять главных чувств, позволяющих ему ориентироваться во внешнем мире, и пять органов, выполняющих эту задачу: для зрения – глаза, для слуха- уши, для обоняния – нос, для вкуса – язык и для осязания большая часть кожи. Мы решили поподробнее познакомиться с органами зрения.
А как называются все части наших глаз? Мы нашли интересную картину, где изображено строение глаза. Правда, немножко необычно смотрится? Наш глаз устроен как фотоаппарат. В глаз лучи света попадают пройдя через зрачок и выпуклый прозрачный хрусталик, и собираются на сетчатке глаза. Дальше по нервным волокнам сигналы передаются в мозг, и человек видит то, на что смотрит.
Практическая часть Чтобы убедиться, что нашими глазами управляет мозг, мы провели следующие опыты:
Опыт 1 Полина сидит на стуле, а я направляю на неё настольную лампу. При свете зрачки сужаются. Выключаем настольную лампу – зрачки расширяются. Делаем вывод: Зрачок регулирует количество света. Если света недостаточно, зрачок расширяется, если яркий свет, он сужается.
Опыт 2 Мы по очереди провели следующий опыт. Берём картонную трубку около 30 см длиной. Подносим трубку к правому глазу. Поднимаем левую руку и держим её перед левым глазом, ладонью к себе. Теперь смотрим правым глазом в трубу, не закрывая при этом левый глаз. Результат: Нам показалось, что у нас на ладони дырка. Это потому, что глаза видят два разных изображения: ладонь и то, что я вижу через трубу. Но мозг старается совместить оба изображения, поэтому, получается обманчивая, иллюзорная картина. Делаем выводы: Глаза видят разное изображение, но мозг объединяет их и делает единое изображение.
Опыт 3 Мы нарисовали мост, у которого отсутствует часть пролёта. Не закрывая глаз, мы по очереди прислонились к месту, где отсутствует часть пролета моста. Результат: Нам показалось, что края моста сошлись. Это потому, что мозг соединяет два отдельных изображения, поступающие из глаз, в единое изображение, и создается впечатление, что мост восстановлен. Данный вывод подтверждает вывод, сделанный в опыте 2
В результате проведенных опытов мы поняли, что зрачок регулирует количество света, поступающего в глаз, а головной мозг является помощником для наших глаз. Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что наши глаза выполняют: очень важную функцию при восприятии окружающего мира.
Изучив много литературы, мы поняли, что очень важно бережно относиться к своим глазам, и нам стало интересно: а знают ли об этом наши одноклассники? Мы решили провести анкетирование ребят нашего класса. В анкете были следующие вопросы:
1. Сколько времени вы смотрите телевизор и играете в компьютерные игры (в сумме)? 2. Занимаетесь ли вы при плохом освещении? 3. На каком расстоянии от глаз находится у вас книга при чтении, а тетрадь при письме? 4. Читаете ли вы лёжа или в транспорте? 5. Трогаете ли вы глаза грязными руками или другими предметами? 6. Делаете ли вы гимнастику для глаз при длительном напряжении?
В результате проведенного анкетирования были получены такие результаты: Только 8 человек из 25 исследуемых не злоупотребляют просмотром телевизионных передач и компьютерными играми, а четыре человека смотрят телевизор более трёх часов, что очень вредно для детских глаз. Каждый второй ребёнок очень низко наклоняется над тетрадью или книгой, а это способствует искривлению позвоночника и развитию близорукости. Пять человек иногда готовят уроки при плохом освещении, а это недопустимо, так как это вызывает сильное напряжении глаз, и в результате может появиться головная боль. Только 14 человек из 25 делают гимнастику для глаз при длительном напряжении, а гимнастика для глаз очень полезна, потому что специальные упражнения хорошо тренируют глазные мышцы. Школьникам зарядка для глаз приносит зрение; кроме того, она поможет быстро снять усталость и помочь при профилактике близорукости.
На основе полученных результатов мы решили, что ребятам нашего класса необходимо подробно рассказать о причинах, приводящих к потере зрения. Мы пригласили к нам в класс медицинскую сестру нашей школы Марину Анатольевну. Она провела беседу с ребятами нашего класса на тему «Как сохранить здоровье глаз»
У нас были дополнительные вопросы к Марине Анатольевне: - можно ли восстановить зрение? - какие витамины полезны для глаз? - как помочь глазам, если они устали? Мы узнали: чтобы глаза стали лучше видеть, необходимо тренировать глазные мышцы. Из этого следует, что практически любой человек может полностью восстановить зрение с помощью упражнений для глаз. Упражнения простые, но довольно эффективные. Существует «гимнастика Зоркости», при которой читают попеременно то одним глазом, то другим; при этом второй глаз закрыт. Такой режим чтения повышает остроту зрения. Из беседы мы поняли, что существует много методов восстановления зрения.
Гипотезы: В ходе нашего исследования подтвердились две гипотезы о причинах ухудшения зрения школьников: - нарушение правил бережного отношения к зрению на уроках и при выполнении домашних заданий; - не соблюдение правил просмотра телепередач и работы с компьютером.
Выводы Проведя собственное исследование, мы выяснили причины потери зрения, узнали, как избежать ухудшения зрения. Мы научились бережно относиться к своим глазам, вовремя помогать им при переутомлении, узнали о быстром способе снятия утомления глаз. А самое главное, если зрение ухудшилось, то его можно поправить, если долго и усердно помогать своим глазам.
Правила бережного отношения к зрению Смотреть телевизор не более 1…1,5 часов в день. Сидеть не ближе трех метров от экрана телевизора. Не читать лежа, не читать в транспорте. Оберегать глаза от попадания инородных предметов. При чтении и письме свет должен освещать страницу слева. Расстояние от глаз до текста 30… 35 см. Правильно сидеть при письме. Употреблять в пищу достаточное количество растительных продуктов (морковь, помидоры, сладкий перец). Делать гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз Расслабление. Плотно закройте глаза и постарайтесь расслабиться. Для выполнения этого упражнения стоит вспомнить какие – либо приятные моменты жизни. Круговые движения. Сделайте круговые движения открытыми глазами: сначала по часовой стрелке, затем – против. Движения по прямым линия. Интенсивно подвигайте глазами по горизонтали: направо – налево, и по вертикали: вверх – вниз. Моргание. Интенсивно сжимайте и разжимайте веки. Диагонали. Направьте взгляд в левый нижний угол, то есть посмотрите как бы на левое плечо и сосредоточьте взгляд на этой точке. После трех морганий повторите в правую сторону.
Нам очень хотелось бы, чтобы наше исследование помогло ребятам сохранить и укрепить свое зрение на долгие годы. БЕРЕГИТЕ ЗРЕНИЕ!