Государственное бюджетное специальное(коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат III – IVвида г.Армавира Краснодарского края Формирование звукобуквенного анализа у младших школьников. Учитель – логопед Кострова Ольга Ивановна
O Д. Б. Эльконин определял звуковой анализ как действие по установлению последовательности и количества звуков в составе слова. O В. К. Орфинская выделяла простые и сложные формы фонематического анализа.
Несформированность действия звукового анализа проявляется в письме в виде следующих типов специфических ошибок: O пропуск, O перестановка, O вставка букв либо слогов.
Пропуск свидетельствует: O о не вычленении в составе слова всех его звуковых компонентов, например : O « санки » - санки, « кричат » - кричат ; O здоровье – « дорве », брат – « бт », колокольчики – « калкочи ».
Перестановки букв и слогов являются выражением трудностей анализа последовательности звуков в слове: O чулан – « чулан », ковром – « кормов », на лугах – « нагалух »; O он – « но », из берегов – « из берегов », изма – « изам ».
Вставки гласных букв: O « шекола », « девочика », « ноябарь ».
Этапы формирования умственного действия: O освоение действия с опорой на материализацию ; O в плане громкой речи ; O перенос его в умственный план.
Работа по формированию звукового состава слова помогает решить одновременно две задачи: O ускорить процесс фонемообразования ; O подготовить детей к усвоению грамоты.
Подготовка детей к обучению грамоте аналитико – синтетическим звуковым методом включает: O постановка звуков ; O дефференциация звуков и нахождение их в составе слова ; O различение между собой любых звуков речи, как гласных, так и согласных, выделение любых звуков из состава слова ; O членение слов на слоги, а слоги на звуки ; O объеденение слогов и звуков в слова ; O определение последовательности звуков в слове ; O членение предложения на слова.
Г. А. Каше разработана четкая последовательность овладения детьми различными формами фонемного анализа: O умение выделять начальный гласный звук из состава слов ; O анализ ряда, состоящего из двух – трех гласных ; O анализ и синтез обратного слога типа ГС ; O выделение начального и конечного согласного ( из слов типа СГС ); O анализ и синтез прямого слога типа СГ ; O анализ и синтез слов типа СГС ; O анализ и синтез слов типа СГСГ ; O анализ и синтез слов типа « батон »; O анализ и синтез слов типа « бумага »; O анализ и синтез слов типа « кошка »; O анализ и синтез слов типа « стул », « волк »; O анализ и синтез слов типа « крыша ».
Примерные задания для закрепления звуко – буквенного анализа: O 1. Придумать слова с 3,4,5 звуками. O 2. Отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков. O 3. Поднять цифру, соответствующую количеству звуков в названии картинки ( картинки не называются ). O 4. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове. O 5. Вставить пропущенные буквы в слова : ви … ка, де … ан, ут … а, лу … а, б … нокль. O 6. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, на втором, на третьем месте ( шуба, уши, кошка ). O 7. Составить слова различной слоговой структуры из букв разрезной азбуки, например : сом, нос, рама, шуба, кошка, банка, стол, волк.
O 8. Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков, устно назвать их и записать. O 9. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово : Па _ ( пар ) па _ _ ( парк ) па _ _ ( паром ) па _ _ _ ( паруса ) O 10. Подобрать слово с определенным количеством звуков. O 11. Подобрать слова на каждый звук. Слово записывается на доске. К каждой букве подобрать слова, начинающиеся с соответствующего звука. Слова записываются в определенной последовательности : сначала слова из 3 букв, затем из 4, 5, 6 букв. р у ч к а рот Уля час кот Аня роза угол чаша каша аист рукав улица чипсы корка астра
O 12. Преобразовать слова : а ) добавляя звук : рот – крот, мех – смех, осы – косы, луг – плуг ; б ) изменяя оден звук слова ( цепочки слов ): сом – сок – сук – суп – сух – сох – сор – сыр – сын – сон ; в ) переставляя звуки : пила – липа ; палка – лапка ; кукла – кулак ; волос – слово ; O 13. Какие слова можно составить из букв одного слова, например : ствол ( стол, вол ), крапива ( парк, ива, карп, пар, рак, Ира ) O 14. От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова : дом – мак – кот – топор – рука.
O 15. Игра в кубик. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика. O 16. Слово – загадка. На доске пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается вторая буква слова и т. д. Например : п ………. ( простокваша ). O 17. Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке : нос – сон, кот – ток, сор – рос, топ – пот. O 18. Вписать буквы в кружки. Например, вписать в данные кружки третью букву следующих слов : рак, брови, сумка, трава, сыр ( комар ). O 20. Разгадать ребус. Детям предлагаются картинки, например : « курица », « осы », « шуба », « карандаш », « арбуз ». Они выделяют первый звук в названиях картинок, записывают соответствующие буквы, прочитывают полученное слово ( кошка ).
O 21. Отобрать картинки с определенным количеством звуков в их названии. O 22. Расставить картинки под цифрами 3, 4, 5 в зависимости от количества звуков в их названии. Предварительно картинки называются. Примерные картинки : « сом », « косы », « мак », « топор », « забор ». O 23. Какой звук убежал ? ( Крот – рот, лампа – лапа, рамка – рама ). O 24. Найти общий звук в словах : луна – стол, кино – игла, окна – дом. O 25. Раскладывание картинок под графическими схемами. O 26. Придумать слова к графической схеме. O 27. Выбрать слова из предложения, которые соответствуют данной графической схеме.