Федеральная антимонопольная служба Антимонопольное регулирование цен на нефтепродукты А.Н. Голомолзин
Крупнейшие дела ФАС России по нарушению антимонопольного законодательства (первая волна) В 2008 году ФАС России признала, что в 4 квартале 2007 года и 1 полугодии 2008 года крупнейшие вертикально-интегрированные нефтяные компании (ОАО «Газпром нефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «ЛУКОЙЛ») нарушили часть 1 статьи 10 Федерального закона от ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в: - установлении монопольно высоких цен на нефтепродукты; - создании дискриминационных условий для покупателей; - установлении экономически, технологически и иным образом необоснованных различных цен на нефтепродукты. Все решения и предписания ФАС России по данным делам были обжалованы нефтяными компаниями в арбитражных судах Президиум ВАС подтвердил законность и обоснованность решения и предписания ФАС России в отношении ОАО «ТНК-ВР Холдинг», а также постановления о наложении штрафа в размере 1,1 млрд. рублей. Содержащиеся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Крупнейшие дела ФАС России по нарушению антимонопольного законодательства (вторая волна) ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО «Газпром нефть», ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «ЛУКОЙЛ» В 2009 году Федеральная антимонопольная служба установила, что в начале 2009 года ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО «Газпром нефть», ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «ЛУКОЙЛ» осуществляли изъятие товара из обращения, результатом которого явилось повышение цены товара. ФАС России квалифицировала указанные действия как очередные нарушения Закона о защите конкуренции. Все решения и предписания ФАС России по данным делам были обжалованы нефтяными компаниями в арбитражных судах. ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «ЛУКОЙЛ» По результатам судебных разбирательств ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «ЛУКОЙЛ» были заключены мировые соглашения с ФАС России Президиум Высшего арбитражного суда подтвердил законность и обоснованность решения и предписания ФАС России в отношении ОАО «Газпром нефть» (изъятие товара из обращения и создание дискриминационных условий) В настоящее время нефтяные компании оплатили штрафные санкции в бюджет Российской Федерации. Суммарный объем штрафов составляет ,46 тыс.рублей.
Дела о нарушении антимонопольного законодательства ( гг.) С гг. ФАС России и территориальные органы ФАС России возбудили более 250 дел на рынках нефтепродуктов. Из общего количества дел по нарушению антимонопольного законодательства на топливных рынках 2008: – согласованные действия по установлению, поддержанию цен на нефтепродукты – 54; – злоупотребление доминирующим положением (установление монопольно высоких цен, создание дискриминационных условий, необоснованный отказ от заключения договоров) – : – согласованные действия по установлению, поддержанию цен – 35; – злоупотребление доминирующим положением (установление монопольно высоких цен, создание дискриминационных условий, необоснованный отказ от заключения договоров) – 65.
В феврале 2011г. ФАС России возбудила дела в отношение нефтяных компаний (третья волна) В течение 4 квартала 2010 года и января 2011 года были установлены и поддерживались монопольно высокие цены на дизельное топливо. ФАС России были возбуждены дела в отношении ВИНК
Реализация бензина АИ-95 по данным одной из нефтяных компаний (октябрь 2011г) Конкуренция на рынках нефтепродуктов ограничена. Сбытовым компаниям, входящим в ВИНК, реализуют по ценам существенно ниже, чем для независимых АЗС, т.к. в рамках ВИНК происходит перераспределение центров доходов и затрат с розничного звена на оптовое, в связи с использованием ВИНКами трансфертного ценообразования.
Комиссия ФАС России признала нарушившим ОАО «Газпром нефть». Нарушение выразилось в установлении монопольно высокой цены на дизельное топливо и на авиакеросин, а также создании дискриминационных условий на этих же рынках. В соответствии со статьей 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекратила дело в отношении ОАО «Газпром нефть» в связи с добровольным устранением нарушения и его последствий Комиссия ФАС России признала нарушившим ОАО «Лукойл». Нарушение выразилось в установлении и поддержании монопольно высоких цен на дизельное топливо.* *Действия ОАО «Лукойл» на оптовом рынке авиационного керосина требуют дальнейшего исследования, в связи с чем, Комиссией ФАС России принято решение о выделении данного эпизода в отдельное производство Комиссия ФАС России признала нарушившим ОАО «НК «Роснефть». Нарушение выразилось в злоупотреблении доминирующим положением путем установления и поддержания монопольно высокой цены на дизельное топливо и авиакеросин. В соответствии со статьей 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекратила дело в отношении ОАО «Роснефть» в связи с добровольным устранением нарушения и его последствий. Крупнейшие дела ФАС России по нарушению антимонопольного законодательства (третья волна) Территориальными органами ФАС России в конце 2010 и начале 2011 года возбуждено 85 дел на товарных рынках нефтепродуктов. Из общего количества дел: – злоупотребление доминирующим положением (установление монопольно высоких цен на нефтепродукты, создание дискриминационных условий, необоснованный отказ от заключения договоров) – 53; – согласованные действия хозяйствующих субъектов по установлению, поддержанию цен на нефтепродукты – 32.
Динамика цен на топливо и потребительская инфляция в Российской Федерации в гг. (в процентах к декабрю 2006 года) В течение 4 квартала 2007 года и 1 полугодии 2008 года были установлены и поддерживались монопольно высокие цены. ФАС России были возбуждены дела в отношении ВИНК в январе-феврале и в мае-июне 2009 года на внутреннем рынке изымались нефтепродукты, что привело к повышению цены. ФАС России возбудила дела в отношении ВИНК В течение 4 квартала 2010 года и января 2011 года были установлены и поддерживались монопольно высокие цены на дизельное топливо. ФАС России были возбуждены дела в отношении ВИНК Рост цен в 2011 г. по отношению к 2007 г.: Юралс – 125,83% ДТ – 45,65 % Аи-76 – 53,45% Аи ,98% Аи ,86% Инфляция – 54,18%.
Комплекс мер разработанный ФАС России направленный на повышение конкурентной торговли нефтепродуктами на внутреннем рынке 1. Изменения в законодательстве РФ -- Реализация положений «третьего антимонопольного пакета», в части формирования условий ликвидной биржевой торговли* *«Третий антимонопольный пакет» прошел первое чтение в Государственной Думе - Перераспределение фискальной нагрузки на нефтяные компании, в целях стабилизации ситуации на рынках нефтепродуктов. - Принятие законопроектов «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в Российской Федерации» и «Об обороте нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации» 2. Соблюдение антимонопольного законодательства 3.Создание достаточных условий ликвидности биржевых торгов нефтью и нефтепродуктами
уточняется порядок применения антимонопольного законодательства к действиям лиц, находящихся за пределами территории РФ и оказывающих влияние на конкуренцию в России определяется круг сделок иностранных компаний, подлежащих согласованию с антимонопольным органом Иностранный инвестор более узкое определение картеля уголовная ответственность только за заключение горизонтальных соглашений согласованные действия декриминализированы из понятия «картель» исключаются вертикальные соглашения отсутствие картеля в одной группе лиц О картеле (ст.11 Закона о защите конкуренции) за злоупотребление доминирующим положением, результатом которого не является ограничение конкуренции, вводится фиксированный штраф - от 1 до 5 млн. рублей (кроме злоупотреблений доминирующим положением субъектом естественной монополии) Злоупотребление доминирующим положением методические указания по расчету справедливой цены обязанность ФАС России оценивать справедливую биржевую цену «Монопольно высокая цена» для признания действий согласованными возникает обязанность устанавливать, что эти действия были заранее известны каждому из участников, без изменения самой процедуры установления указанных обстоятельств Согласованные действия положения ст.178 УК РФ не распространяются на осуществление согласованных действий, уголовно преследуется заключение соглашения, при том условии, что такое соглашение заключено хозяйствующими субъектами - конкурентами, то есть осуществляющими свою деятельность на одном товарном рынке В статью 178 УК РФ Третий антимонопольный пакет
соглашения между потенциальными конкурентами квалифицируются как картель «Потенциальный конкурент» и картель «потенциальный конкурент» «прямой контроль» «косвенный контроль» «группа лиц» «приобретаемое лицо» Изменения в основные понятия ведение реестров лиц, привлеченных к административной ответственности за злоупотребление доминирующим положением в части проведения проверок: документарная форма проверки, дополняется перечень оснований для проведения внеплановой проверки Новые полномочия антимонопольного органа снижение административной нагрузки: повышаются пороговые значения активов и оборота компаний, при которых требуется согласие на совершение сделок, иных действий. вдвое повышаются пороговые значения активов компаний по уведомлениям Контроль за экономической концентрацией Третий антимонопольный пакет
Законопроект «Об обороте нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации» Формулирует ряд требований структурного и поведенческого характера, которые способствуют созданию реальных конкурентных условий на внутреннем рынке, в том числе: - запрещается совмещать оптовую реализацию и розничную реализацию нефтепродуктов, если х.с.доминирует на рынке; -не допускать сделок слияний и приобретений или выделение земельных участков под постройку АЗС тем компаниям, доля которых на рынке уже превышает пороговое значение; -предоставлять услуги по хранению (если емкость хранилищ превышает пороговое значение от общей емкости хранилищ в субъекте РФ) на недискриминационных условиях; - приоритетность предоставления услуг по транспортировке ж/д и трубопроводным транспортом при приобретении на биржевых торгах; - обязательный учет затрат и доходов по основным видам деятельности; - обязательная публикация информации по остаткам нефтепродуктов в нефтехранилищах; - недискриминационный подход к предоставлению услуг (выделение около 5% от общей мощности) по переработке на НПЗ, входящих в группу лиц х.с., коллективно доминирующих на федеральном рынке.
Предлагается использовать три базовых индекса рыночных цен: - сопоставимые цены зарубежных рынков - биржевые котировки - внебиржевые цены на нефть и основные нефтепродукты -Ценовой арбитраж между ними позволит сформировать внутренний индикатор цен на нефтепродукты Законопроект «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в Российской Федерации»
В связи со сложившейся ситуацией на внутреннем рынке нефтепродуктов ФАС России разработан план мероприятий по стабилизации ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов, в соответствии с которым были направлены письма в нефтяные компании о необходимости хозяйствующими субъектами, входящими в группу лиц ВИНК, обеспечить устранение дискриминационных условий реализации и обеспечить равный доступ к покупкам нефтепродуктов для независимых участников. План мероприятий, в том числе включает в себя следующее: 1. Осуществить внеплановые проверки нефтяных компаний и товарно-сырьевых бирж на предмет соблюдения нефтяными компаниями требования предписаний ФАС России о реализации на бирже объемов каждого вида нефтепродуктов в определенном размере, а также осуществить проверку устанавливаемых цен в рамках биржевых торгов. 2. Подготовить поправки в КоАП в рамках «третьего антимонопольного пакета», направленные на установление санкций за отсутствие регистрации внебиржевых контрактов в размере 1 млн.рублей за 1 контракт. 3. Информирование Полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах о сложившейся ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов. Территориальными органами ФАС России с начала 2011 года возбуждено 85 дел о нарушении антимонопольного законодательства в отношении нефтяных компаний, в настоящее время эти дела взяты по особый контроль. Помимо этого ФАС России было дано поручение об усилении контроля территориальными органами ФАС России за ситуацией на рынке нефтепродуктов. План мероприятий по стабилизации ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов.
Спасибо за внимание!