ЛЕКЦИЯ 8. ПОЗИЦИОННЫЕ ЧЕРЕДОВАНИЯ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ФОНЕМ
ТЕМА 1. ПОЗИЦИОННЫЕ ЧЕРЕДОВАНИЯ ГЛАСНЫХ ФОНЕМ
ВОПРОСЫ 1. Что такое позиционные чередования? 2. Какие различают позиции гласных фонем? 3. Что такое редукция? 4. Какие бывают виды редукции? 5. Как изменяются гласные фонемы при количественной редукции? Какие фонемы подвергаются количественной редукции? 6. Как изменяются гласные фонемы при качественной редукции? Какие фонемы подвергаются качественной редукции? 7. Расскажите о качественной редукции фонемы. Приведите примеры позиционных изменений. 8. Расскажите о качественной редукции фонемы. Приведите примеры позиционных изменений. 9. Расскажите о качественной редукции фонемы. Приведите примеры позиционных изменений.
Фо- не- мы После твердых или мягких согласных 1-я слабая позиция 2-я слабая позиция 2-я слабая позиция в абсолютном начале слова или в начале слова после [j] После тв. согл.[Λ][Λ][ъ][Λ][Λ] После мягк. согл.[ие][ие][ъ] После тв. согл.[Λ][Λ][ъ][Λ][Λ] После,, [ы э ], [Λ][ъ] После мягк. согл.[ие][ие][ь][ие][ие] После тв. согл.,, [ыэ][ыэ][ъ] После мягк. согл.[ие][ие][ь][ие][ие]
ТЕМА 2. ПОЗИЦИОННЫЕ ЧЕРЕДОВАНИЯ СОГЛАСНЫХ ФОНЕМ
ВОПРОСЫ 1. Что такое позиционные чередования согласных? 2. Что представляет сопой фонетический закон оглушения звонких шумных согласных в абсолютном конце слова? 3. Что такое ассимиляция? 4. Какую ассимиляцию называют полной? Какую ассимиляцию называют неполной? 5. Какую ассимиляцию называют прогрессивной? Какую ассимиляцию называют регрессивной? 6. Что представляет сопой частичная ассимиляция согласных фонем по глухости? Приведите примеры. 7. Что представляет сопой частичная ассимиляция согласных фонем по звонкости? Приведите примеры. 8. В каких случаях наблюдается ассимиляция согласных по твердости / мягкости. Приведите примеры. 9. Что представляет сопой диссимиляция? Приведите примеры. 10. Какие изменения называются комбинаторными? Чем они отличаются от позиционных? 11. Что такое диереза? В каких сочетаниях фонем встречается диереза. Приведите примеры. 12. Что такое протеза? Приведите примеры. 13. Что представляет сопой стяжение? Приведите примеры.
Позиционные чередования согласных – это чередования сильных согласных фонем с их вариантами в слабых позициях. К позиционным чередованиям согласных относятся оглушение звонких согласных в абсолютном конце слова, ассимиляция, диссимиляция и некоторые другие явления. В современном русском языке действует фонетический закон оглушения звонких шумных согласных в абсолютном конце слова, в силу которого звонкие согласные заменяются парными глухими согласными: са ы – са[т], лу а – лу[к, ль ы – ле[ф], вет и – вет[ф', медведь и – медведь т'. Действует в современном русском языке и фонетический закон ассимиляции согласных. Ассимиляция (лат. assimilatio уподобление) – фонетическое явление, при котором наблюдается артикуляционное и акустическое сближение расположенных рядом звуков. Ассимиляция может быть неполной (частичной) и полной, прогрессивной и регрессивной. При неполной ассимиляции одна из рядом стоящих фонем частично уподобляется другой, при полной – один из соседствующих звуков полностью уподобляется другому и сливается с ним в произношении.
Диссимиляция – явление, противоположное ассимиляции (лат. dissimilatio 'расподобление'). При диссимиляции две рядом стоящие согласные фонемы, одинаковые по способу образования, расподобляются, т.е. становятся разными. В современном русском языке случаи диссимиляции редки, например: мягкий (мя[х'к']ий), легкие (ле[х'к' ие). Исторически диссимиляцией является замена первого из двух смычных согласных щелевым звуком в словах вести (из ведти), плести (из плети), класть (из кладти), сласть (ср.: сладок), есть (ср.: еда), сесть (ср.: сяду). В просторечии наблюдается иногда и диссимиляция по месту образования звука: по[нб]а (вместо помба), трах[нв]ай (вместо трахмвай). Оглушение звонких согласных в абсолютном конце слова, ассимиляция и диссимиляция – наиполее употребительные случаи позиционных чередований согласных фонем. Однако ассимиляция и диссимиляция могут служить базой и для других фонетических явлений в русском языке.
ТЕМА 3. ФОНЕТИЧЕСКАЯ ТРАНСКРИПЦИЯ
ВОПРОСЫ 1. Что называется фонетической трахнскрипцией? 2. Каковы основные правила фонетической трахнскрипции?
Нужно еще помнить, что в трахнскрипции нет прописных букв (прописные буквы – это специфика орфографии; для фонетической трахнскрипции безразлично, что опозначают те или иные лексемы, да и лексем как таковых в фонетике нет – есть только фонетическое слово; для фонетической трахнскрипции важна лишь наиполее точная передача условными знаками звучащей речи). Нет в трахнскрипции и знаков препинания (запятые, тире, двоеточия, точки и др. – это знаки пунктуации). Паузы, которые, кстати, не всегда совпадают с синтаксическим членением текста и знаками препинания, опозначаются знаками / и //. Пробелы между фонетическими словами не опозначают пауз, они опозначают границу фонетического слова. Ударение в слове ставится обязательно. Переносы в трахнскрипции нежелательны.
ОБРАЗЕЦ ФОНЕТИЧЕСКОЙ ТРАНСКРИПЦИИ Поздняя осень Осень стояла на редкость долгая, ясная и тихая. Затепло посеяли, выкопали картофель, чего никогда не бывало. Живо измяли, оттрепали лен и принялись за молотьбу. Дожди начались было в конце октября, но после праздников опять распогодилось, установились светлые короткие дни. Было так тепло, что голые ветви яблонь и черемухи выкинули пересвет. Бело-розовая дымка окутала сады и огороды, точно весной. И страхнно было видеть рядом с белыми яблонями огненно-золотую листву деревьев. Озимь пошла в трубку и с такой силой, что уж не рады были долгому теплу, поялись, как бы не погибли зимой буйно разросшиеся посевы ржи и пшеницы. Поэтому все желали поскорей морозов. Они пришли, как всегда, нежданно. (По В. Смирнову)
ОБРАЗЕЦ ФОНЕТИЧЕСКОЙ ТРАНСКРИПЦИИ