Символика православной иконы. Для верующего человека средневековой Руси никогда не стоял вопрос нравится ему икона или нет, как и насколько художественно.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Евангелисты Prezentacii.com. Матфей Левия Евангелист Матфей, имевший также имя Левия автор первого Евангелия, один из Двенадцати Христовых апостолов.
Advertisements

Евангелисты. Ева́нгелиеЕва́нгелие (греч. «благая весть») жизнеописание Иисуса Христа; книги, почитаемые как священные в христианстве, в которых рассказывается.
Символика архитектуры православного храма. Зримое воплощение церковного символизма – православный храм, который представляет собой наиболее «открытую»,
Группа 1 Канон православной иконы. Эти образы Иисуса Христа отделяют между собой столетия, но они похожи, потому что иконописцы работали в каноне.
Образ храма как корабля, плывущего по житейским волнам от греха и смерти к спасению и вечной жизни. Колокольни и купола сравнивают с мачтой, надутыми.
Тема урока «Перспектива и символика иконы». Перспектива иконы Перспектива - наука об изображении предметов в пространстве на плоскости в соответствии.
Вся иконография Спасителя строится на основополагающем понятии Боговоплощения : Бог - Творец вселенной, создатель всего материального и духовного мира,-
ОБРАЗЫ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЖИВОПИСИ Выполнила ученица 10 класса МОУ «СОШ с.Березово Пугачевского района Саратовской области» Ким Марианна.
Картины на библейские темы Серегина Татьяна Васильевна с. Большая Картель, Хабаровский край.
Символика архитектуры православного храма. Крестово- купольная церковь или собор в плане выделяют крест, что должно напоминать о распятии, о жертве, принесенной.
Тема: В гости к мастеру Древнерусские иконописцы Автор презентации: Вострецова Т. А. г. Пермь МАОУ «Гимназия 2»
Выполнили ученицы 8 класса Буланцева Анастасия Жибоедова Ангелина Кузинкова Софья Лобкова Анастасия (9 класс) Руководители: Гудкова Марина Сергеевна, учитель.
Икона – откровение Божие, высказанное языком линий и красок, которое дано и всей Церкви, и отдельному человеку.
«Благо-телесный…со сдвинутыми бровями, прекрасноокий, с долгим носом, русыми волосами, склоненный, смиренный, прекрасен цветом тела, имеющий темную бороду,
Символы евангелистов Учитель ТМОУ «Караульская средняя общеобразовательная школа-интернат» Байкалова Л.С. Тетраморфы.
Великие христианские праздники. Праздник праздников ПАСХА Подготовила Ольшевская Инна Юрьевна, зав.библиотекой МОУ СОШ 169 Нижний Новгород 2010.
Уроки по предмету «Основы мировых и религиозных культур» Сопровождающая презентация к уроку по теме «Священные сооружения в христианстве»
ОСНОВНЫЕ ПОСТОЯННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ИКОНОГРАФИИ БОЖИЕЙ МАТЕРИ НИМБ – символ святости, наполненности светом Божественной славы МАФОРИЙ пурпурного цвета – одежда.
Сюжеты русской иконописи Основными сюжетами русской иконописи стали сцены из ветхозаветной и евангельской истории, сцены из жизни христианских святых.
Храмовый синтез искусств 9 класса
Транксрипт:

Символика православной иконы

Для верующего человека средневековой Руси никогда не стоял вопрос нравится ему икона или нет, как и насколько художественно она выполнена. Для него было важно ее содержание. Тогда многие не умели читать, но язык символов прививался любому верующему с детства. Символика цвета, жестов, изображаемых предметов – это язык иконы, не зная который трудно оценить значение икон.

Икона – не портрет и не жанровая картина, а прообраз идеального человечества. Поэтому икона дает лишь символическое его изображение. Одежда на иконах – не средство для прикрытия телесной наготы, одежда – символ. Она – ткань из подвигов святого. Одна из важных деталей – складки. Характер расположения складок на одеждах святых свидетельствует о времени написания иконы. В VIII – XIV веках складки рисовались частые и мелкие. Они говорят о сильных духовных переживаниях, об отсутствии духовного спокойствия. В XV – XVI веках складки рисуют прямыми, длинными, редкими. Через них как бы пробивается вся упругость духовной энергии. Они передают полноту упорядоченных духовных сил.

Вокруг головы Спасителя, Божией Матери и святых угодников Божиих на иконах изображают сияние в форме круга, которое называется нимб. Нимб – это изображение сияния света и Божественной славы, которая преображает и человека, соединившегося с Богом.

Каждый предмет в иконе-символ: Дуб – древо жизни. Дом – символ домостроения, созидания. Гора – символ возвышенного, знак духовно-нравственного восхождения. Красный крест – символ мученичества (и Возрождения). Цветок анемона – знак скорби Марии, матери Христа (обычно на иконах «Распятие» и «Снятие с Креста»). Посох у ангела – символ небесного местничества, посланничества. Юноша с трубой – ветер. Пеликан – символ чадолюбия. Золотой венец – символ духовной победы. Два-три дерева символизируют лес. Луч с небесных сфер – символ Святого духа, Божественной энергии, которая совершает чудо воплощения Божества в человеке.

Символика цвета Цвет в иконе символичен. Он предопределен и лишен произвола. В иконах мы встречаем три основных цвета: красный, синий и зеленый.

Красный Красный это цвет земной, цвет крови и жертвы, но в то же время и цвет царский. Синий цвет Синий цвет это цвет небесный, божественный, он обозначает чистоту, непорочность, избранность. Зеленый Зеленый цвет Святого Духа, вечной жизни, вечного цве­тения (не случайно на Троицу церкви и дома на Руси украшают зеленью).

Белый цвет Белый цвет - символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты. На иконах и фресках святых и праведников обычно изображали в белом Праведники - люди, добрые и честные, живущие "по правде". Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Но белым цветом изображали только праведные души.

Золото являет созерцательному глазу и умствующему уму образ света, а потому "означает" или символизирует свет.

Круг в иконописи Круг – очень важный символ в иконописи. Не имеющий ни начала, ни конца, он означает Вечность. Фигура Богоматери на иконе «О Тебе радуется» вписана в круг – это символ Божественной славы. А затем очертания круга повторяются снова и снова – в стенах и главах храма, в ветвях райского сада, в полете таинственных, почти невидимых небесных сил на самом верху иконы.

Символика предметов и животных павлина Изображение павлина - мотив изобилия, плодородия, бессмертия. Виноградная лоза - евангельский образ Христа, единого источника жизни для человека

Символы евангелистов Символы евангелистов – изображения четырех живых существ, которые древняя иконографическая традиция усвоила евангелистам; как принято считать, символы эти заимствованы из видения Иоанна Богослова. Символы раскрывают различные стороны искупительного подвига и учения Спасителя в изложении евангелистов.

Ангел – символ евангелиста Матфея Евангелист Матфей, имевший также имя Левия автор первого Евангелия, один из Двенадцати Христовых апостолов. До призвания к апостольскому служению был мытарем, то есть сборщиком податей. Проповедовал Слово Божие в Палестине, принял мученическую смерть в Эфиопии.

Лев – символ евангелиста Марка Евангелист Марк автор второго Евангелия, написанного со слов и под руководством апостола Петра. Сам св. Марк был свидетелем только последних дней земной жизни Иисуса Христа, затем сопутствовал апостолам Петру и Павлу, был поставлен апостолом Петром первым епископом Александрийской церкви, погиб мученической смертью.

Орёл – символ евангелиста Иоанна Иоанн Богослов автор четвертого Евангелия, возлюбленный ученик Христа, бывший с ним в самые важные минуты земной жизни. Обычно изображен среди скалистого ландшафта сидящим на низком табурете и диктующим юноше Прохору, который, записывая, сидит перед ним. С неба на Иоанна нисходит лучистое сияние символ высшего благодатного озарения

Телец – символ евангелиста Луки Лука автор третьего Евангелия, по роду занятий врач и, как следует из предания, живописец, создавший первые изображения Богоматери. Он был одним из семидесяти учеников Христа, спутником апостола Павла в его проповедническом служении. Погиб мученической смертью

«Город золотой» (другие названия «Город», «Рай», «Над твердью голубой…») песня из репертуара Бориса Гребенщикова. Занимает третье место в списке 100 лучших песен русского рока в XX веке. В стихотворении использованы библейские образы из ветхозаветной Книги пророка Иезекииля Другие видят в тексте описание Небесного Иерусалима из Откровения Иоанна Богослова(Апокалипсиса), в христианской традиции считающегося образом рая.

Православный символ – образ, который в конкретной, определенной форме слова, явления или вещи дает понятие о вещах, трудно выразимых человеческим языком. Вера христианская возводит нас на небо, к Богу, и призывает к Богообщению, поэтому символы имеют такое большое значение в духовной жизни. С этими образами мы обязательно встречаемся и в храмах, где изображения Евангелистов и их символы помещены под куполом (в парусах), на иконах царских врат иконостаса и на миниатюрах в самом Евангелии.

Икона «Умягчение злых сердец»напоминает людям о спасительной для души необходимости милосердия, терпимости, иначе все проявления недобрых чувств, будто стрелы, пронзают грудь Богоматери. Многие семьи, в которых супружеские отношения складываются неблагополучно, прибегают к молитвам перед этой иконой, и в дом возвращаются взаимопонимание и лад. Домашнее задание Описать икону, читая символы, изображенные на ней. Неувядаемый цвет Умягчение злых сердец Образ семи мечей, пронзающих грудь Пресвятой Богородицы. Это - семь главных греховных страстей человека, которые приносят Божией Матери новые душевные муки. Цветок, который Пресвятая Богородица держит в руке на иконе Неувядаемый цвет, символизирует неувядаемость девства и непорочность Божией Матери. Православная Церковь так и обращается к Пречистой Деве: «Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты».