Урок литературы в 6 классе.
1. Познакомить учащихся с основами сопоставительного анализа лирических произведений на примере стихов Я. П. Полонского и Ф. И. Тютчева. 2. Развивать умение анализировать текст, сравнивать, доказывать. 3. Создавать условия для развития творческих способностей. 4. Воспитывать устойчивый интерес к художественной литературе как искусству слова.
По горам две хмурых тучи Знойным вечером блуждали И на грудь скалы горючей К ночи медленно сползали. Но сошлись - не уступили Той скалы друг другу даром И пустыню огласили Яркой молнии ударом. Грянул гром - по дебрям влажным Эхо резко засмеялось, А скала таким протяжным Стоном жалобно сказалась, Так вздохнула, что не смели Повторить удара тучи И у ног скалы горючей Улеглись и обомлели …
Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля. Чу, за тучей прогремело, Принахмурилась земля. Ветра тёплого порывы, Дальний гром и дождь порой … Зеленеющие нивы Зеленее под грозой. Вот пробилась из - за тучи Синей молнии струя - Пламень белый и летучий Окаймил её края. Чаще капли дождевые, Вихрем пыль летит с полей, И раскаты громовые Всё сердитей и смелей. Солнце раз ещё взглянуло Исподлобья на поля - И в сиянье потонула Вся смятенная земля.
1. О чём эти стихотворения ? Каким настроением они проникнуты ? 2. Назовите образный ряд стихотворений. Какие картины в описании грозы показались вам самыми выразительными ? 3. Определите приёмы и средства выразительности, которые используют авторы, изображая грозу ?
У Полонского. Тучи. Две хмурых тучи. Гром. Пустыню огласили … ударом. Грянул гром. Молния. Яркой молнии … Земля. По горам. На грудь скалы горючей. По дебрям влажным. У Тютчева. Тучи. За тучей прогремело, принахмурилась земля. Гром. Дальний гром. Раскаты громовые всё сердитей и смелей. Молния. Синей молнии струя. Земля. Зеленеющие нивы. Пыль летит с полей. Смятённая земля.
У Полонского. Предметы : горы, знойным вечером, скала, ночь, пустыня. Действия : блуждали, сползали, сошлись, не уступили, огласили, грянул, засмеялось, вздохнула, не смели, улеглись, обомлели. Признаки : хмурых, знойным, горючей, яркой, влажным, протяжным ; медленно, резко, жалобно. Краски : хмурых, вечером, к ночи, яркой. Звуки : удар, грянул, эхо резко засмеялось, стоном, жалобно, вздохнула. У Тютчева. Предметы : солнце, ветра тёплого порывы, дождь, капли дождевые. Действия : смотрит, прогремело, принахмурилась, пробилась, окаймил, летит, взглянуло, потонула. Признаки : тёплого, зеленеющего, синей, белый, летучий, дождевые, громовые, сердитей, смелей, смятённая. Краски : зеленеющие, синей, белой, сияние. Звуки : прогремело, ветра порывы, дальний гром, раскаты громовые.
Пейзаж у Полонского более причудливый, необычный : горы, пустыня, скала горючая. У Тютчева более привычная русская природа : нивы, поля. Язык ярче и богаче у Тютчева, в его стихотворении разнообразнее цветовая палитра. Звуковая гамма интереснее у Полонского, который тяготеет также к сюжетному повествованию.
Что значит сделать сопоставительный анализ стихотворений ? Интересно ли вам было работать со стихами, постигая замысел поэтов ? Какое из стихотворений больше понравилось ? Выучите его наизусть.
1. « Русские писатели ». Биобиблиографический словарь под редакцией П. А. Николаева, т.2, Москва, « Просвещение », 1990 г. 2. « Словарь русского языка », составитель С. И. Ожегов. 3. Учебник - хрестоматия « Литература 6 класс », часть 1. Автор - составитель В. П. Полухина. Москва, « Просвещение », 2005 год. 4. Н. В. Беляева « Уроки изучения лирики в школе ». Москва, « Вербум - М », 2004 год. 5. « Конспекты уроков для учителя литературы », часть 1. Москва, « Владос », 1999 год.