Опытно-экспериментальная деятельность детей как условие эффективного развития познавательной активности Воспитатель МКДОУ д/с ОРВ 3 г. Уржума высшей категории Горохова Евгения Викторовна
Актуальность опыта В настоящее время концепция модернизации Российского образования одним из главных направлений определяет интеллектуальное развитие подрастающего поколения, его познавательной активности. Одним из эффективных приёмов и методов в работе по развитию познавательной деятельности дошкольников является детское экспериментирование. Это новый, нетрадиционный подход в образовании дошкольников, который позволяет широко развивать логическое мышление, воображение, фантазию, творчество, закладывает навыки учебной деятельности. Хорошо подготовленный к школе ребенок – это ребенок, который имеет высокую познавательную активность.
Цель Развитие познавательных интересов и потребностей, способности к самостоятельно-поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта
Задачи Развивать интерес к поисковой деятельности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно- следственные связи, умение делать выводы Учить детей видеть и выделять проблему и ставить цель эксперимента Создать предпосылки формирования у детей практических и умственных действий Обогащать создание содержательно- упорядоченными сведениями о мире
Методы и приемы организации экспериментально-исследовательской деятельности: - эвристические беседы; - постановка и решение вопросов проблемного характера; - наблюдения; - моделирование (создание моделей об изменениях в природе); - опыты; - фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности; - «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы; - подражание голосам и звукам природы; - использование художественного слова; - дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; - трудовые поручения, действия. - эвристические беседы; - постановка и решение вопросов проблемного характера; - наблюдения; - моделирование (создание моделей об изменениях в природе); - опыты; - фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности; - «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы; - подражание голосам и звукам природы; - использование художественного слова; - дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; - трудовые поручения, действия.
Опытно – экспериментальная деятельность Диагностика детей по ОЭД Досуги и Праздники по ОЭД Различные виды изобразительной деятельности по ОЭД Работа с моделями Поисковая деятельность Тестовые задания по ОЭД Работа в дет. лаборатории Создание картотеки по ОЭД Игры-загадки, решение кроссвордов Рассматривание дидактических картинок по ОЭД Беседы и разговоры с детьми по ОЭД Рассказы воспитателя, чтение детской литературы Игры Целевые прогулки Просмотр видеофильмов Совместная деятельность воспитателя и детей
Ведущие принципы развития дошкольников Психологической комфортности Принцип природосообразности Принцип дифференциации Принцип деятельности Принцип творчества Принцип интеграции Психологической комфортности Принцип природосообразности Принцип дифференциации Принцип деятельности Принцип творчества Принцип интеграции
«Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность» (Л. С. Выготский) «Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность» (Л. С. Выготский)
Для реализации поставленных задач созданы условия в предметно-развивающей среде группы: уголок экспериментирования, мини-лаборатория
ЖИВАЯ ПРИРОДА «Исследователи природы» Цель- привлечь внимание детей к запахам, звукам и осязательным ощущениям как средству получения информации об окружающей среде.
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА «Какая бывает вода?» Цель – уточнить представления детей о свойствах воды.
«Где ты воздух?» Цель – уточнить представления детей о свойствах воздуха. Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый, но все же Без него мы жить не можем. (Воздух)
«Солнце дарит нам тепло и свет» Цель – дать детям представление о Солнце как источнике тепла и света «Песочная страна» Цель – уточнить представления детей о свойствах песка
«Самое главное открытие то, которое ребёнок делает сам» (Ральф У. Эмерсон)