Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше ее взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее». В.А.Сухомлинский
Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого помочь ему в этом, дать необходимый стимул для развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. А младшем дошкольном возрасте можно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом.
Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры Повысить компетентность родителей, в значимости пальчиковых игр
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ НАГЛЯДНОСТЬ И УЧЁТ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИВАЮЩИЙ ХАРАКТЕР ОБУЧЕНИЯ СИСТЕМАТИЧНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
Развивает внимание, память, мышление, воображение; Снимает тревожность; Повышает работоспособность головного мозга. Пальчиковый театр Помогает развивать речь; Способствует овладению навыками мелкой моторики;
Развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки самообслуживания, развивают творческие способности, глазомер, укрепляют пальцы рук. Функциональные застежки, игры- шнуровки.
Способствуют развитию восприятия; созданию условий для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов. Закрепление умения выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы. Игры с вкладышами, конструктором, развивающие игры
Перетирание пуговиц между ладонями; Пересыпание из ладошки в ладошку; Выкладывание изображения по контуру; Поиск больших, квадратных, гладких и пр. пуговиц; Пересыпание пуговиц в прорезь в банке. Игры с пуговицами
Игры с прищепками Прикрепление прищепок по длине, краю предмета; Развешивание разноцветных платочков после стирки;
Игры с счётными палочками Выкладывание различных фигур из счётных палочек
Выкладывание пробками изображения по контуру; Перемещение пальчиков на пробках, как на лыжах; Выстраивание башни; Нанизывание крупных бусин на леску; Перетирание, перекатывание между ладонями; Вдавливание в пластилин. Игры с пробками от бутылок,с крупными бусинами
Игры с крупами, сухие бассейны Использование сухих бассейнов для самомассажа кистей; Прячем ручки в крупе, ищем сюрпризы; Перебираем, пересыпаем, рисуем.
Сортировка Сортировать можно крупы (по цвету и типу) Найди «клад»
Сосуд с узким горлышком - Пересыпаем ложкой. -Опускание предметов в узкие отверстия. -Прожорливая коробочка
Погружение рук в песок; Просеивание между ладонями, пальцами; Перебираем, пересыпаем, рисуем; Мочим губку одной рукой и выжимаем другой… Игры с песком и водой
Игры с конструктором Лего.
Пазлы Пазл – это занимательная развивающая и обучающая игра, которая требует усидчивости, аккуратности, терпения и внимательности. Собирая картину, ребенок познает связи между частью и целым, развивает логическое мышление и мелкую моторику рук. Чтобы собрать достаточно сложный пазл, нужно хорошо владеть пространственными характеристиками и воображением, способностью переворачивать картинку в уме, умением найти нужный фрагмент.
Рисование пальчиками, всей ладошкой, методом тычка; печать листьями; монотипия; рисование солью, пластилином, параллоном. Рисование
Лепка Лепка из пластилина, глины, соленого теста; Украшение вылепленных работ природным материалом, пуговицами, бусинами,…
Аппликация Приклеивание готовых форм, фигур; обрывание, смятие и разглаживание бумаги, скручивание салфеток, индивидуальная работа с ножницами.
Определи на ощупь нахождение знакомых предметов на ощупь; нахождение геометрической фигуры на ощупь по зрительно-воспринимаемому образцу; нахождение предметов на ощупь по инструкции педагога; определение фактуры материала при прикосновении; определение предмета по контуру; определение величины знакомых игрушек на ощупь. «Чудесный мешочек» «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет» «Найди пару» «Отгадай цифру» (букву)
Пальчиковая гимнастика ВЫПОЛНЕНИЕ ФИГУРОК ИЗ ПАЛЬЦЕВ Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки Упражнения с речевым сопровождением -поглаживать и растирать ладошки вверх вниз; -разминать и растирать каждый палец вдоль, затем поперёк; -растирать пальчики спиралевидными движениями.
Самомассаж "Мытье головы" "Веселые носики" "Теплые ручки" "Расслабленное лицо" "Домик" "Глазки отдыхают" "Обезьяна расчесывается".
Все эти пособия и игры должны находиться в свободном доступе для ребенка. При этом взрослый объясняет, показывает, рассказывает, для чего нужны данные пособия и игры, как их использовать, соблюдая технику безопасности и руководствуясь принципами охраны жизни и здоровья воспитанника.
Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте. И поскольку общее моторное отставание наблюдается исследователями у большинства современных детей, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать: каждый день, каждый час, каждую минуту!
Работа с родителями Папки - передвижки Изготовление совместных поделок Мастер-классы Консультации
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!