Синтаксический разбор словосочетания Урок русского языка в 5 классе
Цели урока: 1) повторить и обобщить изученное по теме «Словосочетание» 2)стимулировать творческую и познавательную деятельность учащихся 3) научить выполнять полный разбор словосочетания 4) проверить умение учащихся определять словосочетания
Ход урока I. Организационный момент. II. Вступительное слово учителя.Повторение и обобщение. III.. Проверка домашнего задания – упражнение 356 (270) IV. Орфографическая разминка. V. Повторение и обобщение изученного по теме «Словосочетание» VI. Знакомство с порядком разбора словосочетаний, образцом разбора VII. Закрепление темы, работа с учебником ( упражнение 363(280) ) VIII. Развитие речи IX. Объяснение задания на дом ( упражнение 234, по старому учебнику 463)
Проверочный тест 1 Найдите ошибки! Выпишите те сочетания слов, которые не являются словосочетаниями
I. Тёплый ветер пролетает над полями и поднимает цветочную пыль. 1) тёплый ветер; 4) пролетает ветер; 2) пролетает над полями; 5) поднимает пыль; 3) пролетает и поднимает; 6) цветочную пыль. II. Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнёздами. 1) весенние ветерки; 4) травой и гнёздами; 2) пахнули травой; 5) свежей травой; 3) ветерки пахнули; 6) птичьими гнёздами 7)пахнули весенние. III. Дорога к станции вилась по тропинке и спускалась в сырые ложбинки. 1) дорога к станции; 5) вилась и спускалась; 2) вилась к станции; 6) вилась в ложбинки; 3) дорога вилась; 7) в сырые ложбинки; 4) вилась по тропинке; 8) в ложбинки.
Ответ I – 3,4 II – 3,4,7 III – 2,3,5,8
Проверочный тест Укажите именные словосочетания 2. Укажите глагольные словосочетания 3. Найдите глагольные словосочетания
1. Укажите именные словосочетания: а) горячая пора; б) участие в соревновании; в) отдыхать в лагере; г) чествовать победителя; д) шёл по дороге; 2. Укажите глагольные словосочетания: а) ситцевое платье; б) сверкнуть на солнце; в) стройные берёзки; г) запах ромашек; д) работать в поле 3. Найдите глагольные словосочетания а) проливной дождь б) лесные ягоды в) расстилаться по равнине г) собирать грибы д) вершина ели
Ответ I – а, б II – б, д III – в, г
Повалил снег, и вскоре белое одеяло скрыло все следы. В воздухе кружатся пушистые снежинки и тихо падают на землю. Ударили первые морозы, и скоро земля потонула в белой пелене метелей. Снега покрылись твёрдым настом. В стужу белка кормится осенними припасами. А голодные волки подходят к самой усадьбе.
1 вариант Белое одеяло Все следы Пушистые снежинки Первые морозы В белой пелене Твёрдым настом Осенними припасами Голодные волки К самой усадьбе 2 вариант Скрыло следы Кружатся в воздухе Падают на землю Потонула в пелене Пелене метелей Покрылись настом Кормится в стужу Кормится припасами Подходят к усадьбе
Примыкание Скрыло вскоре Падают тихо Потонула скоро
Порядок разбора словосочетания Указать главное и зависимое слова. Поставить вопрос от главного слова к зависимому Указать, какой частью речи выражено главное слово, определить вид словосочетания по главному слову Указать, какой частью речи выражено зависимое слово Назвать средства грамматической связи слов в словосочетании ( окончание, предлог и окончание, связь по смыслу) Определить тип словосочетания: согласование, управление, примыкание
VII. Закрепление темы, работа с учебником ( упражнение 363(289) )
VIII. Развитие речи 1. Составьтеиз слов словосочетания, а затем из словосочетаний предложения, а затем связный текст. Снег Тропинка Снежинки Мороз Мальчишки Дорога Деревья Узоры Ёлки Солнце Задорный Украшать Бешеный Студёный Пушистый Тусклый Покрывать Бледный Белый Замести, заметать
Речевая разминка Продолжи пословицу В зимний холод… Соколу лес не в диво… Лето собирает… Зимой волка бойся… Что летом ногою толкаешь… Помни это…
Речевая разминка В зимний холод Соколу лес не в диво, Лето собирает, Зимой волка бойся, Что летом ногою толкаешь, Помни это: всякий молод. волку зима за обычай. а зима поедает. а летом мухи. то зимой рукой подбираешь зима не лето
Список литературы Русский язык:Учеб.для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов.- М.:Дрофа, с. Уроки русского языка в 5 классе. Поурочные планы ( по программе М.М.Разумовской) / Сост.Н.О. Крамаренко – Волгоград:Учитель, Львов В.В.Поурочное планирование: К учебникам русского языка 5-9 классов под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.:Дрофа, с. Сеть творческих учителей n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=comhttp:// n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com Уроки, правила русского языка htm Я иду на урок русского языка В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка: Т М.:Рус.яз.,1989 Д.Э.Розенталь. Русский язык
Согласование – такой вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже Главное слово – имя существительное Зависимое слово – имя прилагательное, местоимение
Управление такой вид связи, при котором главное слово требует после себя определённого падежа Зависимое слово – имя существительное(местоимение) в определённом падеже, существительное с предлогом Главное слово – чаще всего глагол;имя существительное
Примыкание такой вид связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу, т.к. является неизменяемой частью речи Зависимое слово –неизменяемые части речи: наречие, инфинитив, деепричастие