Ю.Бондарев. О радистке Верочке. Из повести «Батальоны просят огня» Ольга Михайловна Кылосова Учитель русского языка и литературы НОУ «Школа «Альфа и Омега»
Передо мной текст по повести известного русского советского писателя, фронтовика, Юрия Бондарева. Эта повесть о войне, как и многое, что писал этот автор. Но в небольшом фрагменте, который я только что прочитала, эта тема имеет особый поворот. Речь идет здесь о женщине на войне.
Какой хотели видеть женщину в этой страшной человеческой бойне мужчины? Вопрос может показаться надуманным, но, вероятно, он был важен для тех, кто воевал.
Герои произведения – юноши: артиллеристы и разведчики. Парадокс: они опытные воины и целомудренные мальчишки. Они из тех, кто ушел на фронт так и не узнав, что такое любовь. Мы понимаем это, когда видим, каким ореолом святости окружена для них радистка Верочка. Она для них идеал красоты, юности, женственности. Событие, которое оказывается в центре рассказа кажется вначале неожиданным, ирреальным. Нежная синеглазая девушка безжалостно, истерично стреляет в пленного немца. В этот момент она не просто убивает «языка», за котором через линию фронта, рискуя жизнями, ходили разведчики. Она убивает то тихое и безмерное обожание, с которым относились к ней молодые бойцы. Писатель Бондарев знает страшную предысторию этой мести. Он ни в коем случае не судит свою героиню. Но он очень хорошо понимает тех юных солдат, которые не смогли простить Верочке крушение их идеала.
Наверное, и спустя годы после войны, писатель сохраняет веру в то, что женщина не должна была утрачивать этой чистоты и женственности.
Очень трудно отвечать на этот вопрос нам, никогда не знавшим, что такое война, живущим в мире, где деловые женщины порой мыслят и поступают по- мужски, где психологи давно написали статьи и учебники о социальных ролях мужчины и женщины. Но наверное, во время войны и не только живет в мужчинах тоска по идеалу женственности. И ничто не должно этой женственности убивать. Очень хотелось бы в этом с Бондаревым согласиться.
Героини повести Б. Васильева «А зори здесь тихие» тоже воюют. Они зенитчицы, никогда напрямую не сталкивавшиеся с врагом. Но у каждой есть своя история: они недолюбили, потеряли близких, им есть, за что мстить. И все-таки, когда судьба военная сталкивает их с противником лицом к лицу, они не ожесточаются. Нельзя им такими быть. Иначе, «как немцы станем», - говорит Женя Камелькова, когда девочки обвиняют в трусости самую младшую из них. И старшина Васков постепенно начинает видеть в эти девочках не солдат, оказавшихся в силу хитросплетений войны у него под командованием, а девочек, которые замуж должны были выйти, детишек народить. «И не оборвалась бы ниточка». Светлые, чистые, эти девушки и на войне утверждают женственное начало.
Я не зря в своей позиции сказала : «на войне и не только». Откроем роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». «Красавиц недоступных» встречает герой много, но только Татьяна в конце концов ранит сердце Онегина чистотой, искренностью, не показной женственностью. И то же произойдет с героем романа Л. Толстого Пьером: не Элен с одинаковой для всех улыбкой, а Наташа –его идеал. Вероятно и сегодняшние мужчины, быть может, не сознаваясь себе в этом, ждут своих Татьян и Наташ.
Наверное, все-таки женщина не должна у мужчины ассоциироваться с ненавистью, ложью, войной, даже если она на войне