Ю.Бондарев. О радистке Верочке. Из повести «Батальоны просят огня» Ольга Михайловна Кылосова Учитель русского языка и литературы НОУ «Школа «Альфа и Омега»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1.Выступления, характеризующие Васкова и пятерых девчат, автора. 2. Кого из героев – солдат в произведениях об Отечественной войне напоминает вам Васков?
Advertisements

Книги о детях военной поры Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла И синее небо, и запах простого цветка?
«А зори здесь тихие» Автор Якименко С. Н. МОУ СОШ 20.
Эммануил Казакевич «Звезда» МАОУ «Костинская СОШ» имени Героя Советского союза К.С.Солдатова. Выполнила: Гераськова Анастасия Руководитель: Гераськова.
ТЫ ЕСТЬ ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА КЫЛОСОВА УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ НОУ «ШКОЛА «АЛЬФА И ОМЕГА»
Повесть Б.Васильева "А зори здесь тихие..." Презентация по литературе ученицы 8 «А» класса Матюхиной Валерии.
Маша Миронова- нравственный идеал А.С.Пушкина Честь- хорошая, незапятнанная репутация. Репутация- общественная оценка. Нравственность – правила, определяющие.
Работу выполнила Ученица 10 Б класса Иванова Елена.
Обзор литературы. «Они прошли по этой жизни просто, в подкованных пудовых сапогах» С. Орлов.
Презентацию подготовил учени к 9 класса МОУ СОШ с. Сосновоборское Терёхин Александр Руководитель : Магрицкая Е.А.
У войны – не женское лицо Авторы проекта: Потапова Т.В., учитель литературы, группа учащихся 11 класса.
Урок-суд «У войны не женское лицо». Цели урока Познакомиться с произведениями, повествующими о судьбе женщин в годы войны. Познакомиться с произведениями,
Мы поставили перед собой две цели: 1)Выявить роль Наташи Ростовой в романе и проследить её путь к счастью в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир».
Работу в ыполнила ученица 10 к ласса Маркова О ксана 2011 г од.
Презентация к уроку Е.И.Носов «Живое пламя ». Цель урока: В прочитанном рассказе найти ориентиры для будущей жизни, проследить, как писатель поднимает.
Л.Н.Толстой Роман-эпопея «Война и мир» Анализ эпизода «В салоне Анны Павловны Шерер» (т.1, ч.1, гл )
В.Г.Белинский О романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
Работу выполнила Ученица 6 класса МОУ Покровской ООШ Цивильковой Елены.
Образ Наташи Ростовой в романе «Война и мир» Л.Н.Толстого Исполнитель: Князев Александр, 10-А кл. ГБОУ СОШ 353 им. А. С. Пушкина г. Москвы.
Тема урока: Подвиг солдата (по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека» и повести М.П. Девятаева «Побег из ада»).
Транксрипт:

Ю.Бондарев. О радистке Верочке. Из повести «Батальоны просят огня» Ольга Михайловна Кылосова Учитель русского языка и литературы НОУ «Школа «Альфа и Омега»

Передо мной текст по повести известного русского советского писателя, фронтовика, Юрия Бондарева. Эта повесть о войне, как и многое, что писал этот автор. Но в небольшом фрагменте, который я только что прочитала, эта тема имеет особый поворот. Речь идет здесь о женщине на войне.

Какой хотели видеть женщину в этой страшной человеческой бойне мужчины? Вопрос может показаться надуманным, но, вероятно, он был важен для тех, кто воевал.

Герои произведения – юноши: артиллеристы и разведчики. Парадокс: они опытные воины и целомудренные мальчишки. Они из тех, кто ушел на фронт так и не узнав, что такое любовь. Мы понимаем это, когда видим, каким ореолом святости окружена для них радистка Верочка. Она для них идеал красоты, юности, женственности. Событие, которое оказывается в центре рассказа кажется вначале неожиданным, ирреальным. Нежная синеглазая девушка безжалостно, истерично стреляет в пленного немца. В этот момент она не просто убивает «языка», за котором через линию фронта, рискуя жизнями, ходили разведчики. Она убивает то тихое и безмерное обожание, с которым относились к ней молодые бойцы. Писатель Бондарев знает страшную предысторию этой мести. Он ни в коем случае не судит свою героиню. Но он очень хорошо понимает тех юных солдат, которые не смогли простить Верочке крушение их идеала.

Наверное, и спустя годы после войны, писатель сохраняет веру в то, что женщина не должна была утрачивать этой чистоты и женственности.

Очень трудно отвечать на этот вопрос нам, никогда не знавшим, что такое война, живущим в мире, где деловые женщины порой мыслят и поступают по- мужски, где психологи давно написали статьи и учебники о социальных ролях мужчины и женщины. Но наверное, во время войны и не только живет в мужчинах тоска по идеалу женственности. И ничто не должно этой женственности убивать. Очень хотелось бы в этом с Бондаревым согласиться.

Героини повести Б. Васильева «А зори здесь тихие» тоже воюют. Они зенитчицы, никогда напрямую не сталкивавшиеся с врагом. Но у каждой есть своя история: они недолюбили, потеряли близких, им есть, за что мстить. И все-таки, когда судьба военная сталкивает их с противником лицом к лицу, они не ожесточаются. Нельзя им такими быть. Иначе, «как немцы станем», - говорит Женя Камелькова, когда девочки обвиняют в трусости самую младшую из них. И старшина Васков постепенно начинает видеть в эти девочках не солдат, оказавшихся в силу хитросплетений войны у него под командованием, а девочек, которые замуж должны были выйти, детишек народить. «И не оборвалась бы ниточка». Светлые, чистые, эти девушки и на войне утверждают женственное начало.

Я не зря в своей позиции сказала : «на войне и не только». Откроем роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». «Красавиц недоступных» встречает герой много, но только Татьяна в конце концов ранит сердце Онегина чистотой, искренностью, не показной женственностью. И то же произойдет с героем романа Л. Толстого Пьером: не Элен с одинаковой для всех улыбкой, а Наташа –его идеал. Вероятно и сегодняшние мужчины, быть может, не сознаваясь себе в этом, ждут своих Татьян и Наташ.

Наверное, все-таки женщина не должна у мужчины ассоциироваться с ненавистью, ложью, войной, даже если она на войне