«История души человеческой...» ( по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Участники проекта: Алехина Кира Башлыкова Варвара Башлыкова Варвара Михайлова Анжелика - обучающиеся 9А класса обучающиеся 9А класса
Проблемный вопрос: Печорин злой гений или жертва общества?
Цель работы: выяснить, почему роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является социально – психологическим.
Гипотеза В Печорине «душа испорчена светом».
Ход работы: - познакомиться с историей создания романа, жанровыми особенностями ; - познакомиться с историей создания романа, жанровыми особенностями ; - выяснить причины несовпадения фабулы и сюжета; - выявить место Печорина - главного героя романа- в системе других персонажей.
История создания романа Роман начат в 1837 – 1838 гг. Закончен в 1839 году. Первоначально главы будущего романа печатались как самостоятельные В 1840 году Объединены в роман Сначала роман имел название «Один из героев начала века» «Герой нашего времени» н а з в а н и е
Николай I «Такими романами портят нравы и ожесточают характер».
«Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». М. Ю Лермонтов
«Вы передаете его анафеме не за пороки, но за ту смелую свободу, за ту желчную откровенность, с которою он говорит о них». В.Г. Белинский
Жанр романа «Бэла» «Максим Максимыч» «Тамань» «Княжна Мери» «Фаталист» романтическая новелла путевой очерк психологическая новелла авантюрная новелла остросюжетная повесть дневник «светская» повесть записки романтическая новелла социально-психологический философский роман
Композиция романа «Максим Максимыч» «Бэла» «Тамань» «Княжна Мери» «Фаталист» «Бэла» «Максим Максимыч» «Тамань» «Княжна Мери» «Фаталист» СЮЖЕТ ФАБУЛА Журнал ПечоринаЖурнал Печорина История души История жизни
Система рассказчиков ТРИ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ Путешествующий офицер Максим Максимыч Печорин Старый офицер Дает объективную оценку Сам себя судит и казнит КАКИМ ПРЕДСТАВЛЕН ГЕРОЙ Печорин – таинственный и загадочный человек. Попытка дать объяснение не- которым поступкам. Трагическая исповедь героя.
Система персонажей «Бэла» «Максим Максимыч» «Тамань» «Княжна Мери» «Фаталист»
В.А. Агин, 1840-е гг. Л.Е. Фейнберг, 1841 г. Ф.Д. Константинов, 1962 г. Повесть «Бэла»
Бэла в крепости В.А. Серов, 1891 г. В.А. Фербер, 1939 г. Е.Е. Лансере, 1914 г.
ОТНОШЕНИЕ ГЕРОЕВ К ПРОШЛОМУ Печорин Максим Максимыч Все прошедшее мучительно Не может и не хочет вспоминать спокойно, особенно историю с Бэлой Боль в душе – не может простить историю с Бэлой (ее гибель) Все прошедшее мило Общие воспоминания – основа для беседы, которую ждет с нетерпением Воспоминания о прошлом придают некую значительность Повесть «Максим Максимыч»
Не так я думал с вами встретиться… - Ну полно, полно!- сказал Печорин, обняв его дружески,- неужели я не тот же?... Что делать?... всякому своя дорога… Удастся ли еще, - бог знает!... Последняя встреча героев
Повесть «Тамань» М.Ю. Лермонтов, 1837 г. Ф.Д. Константинов, 1962 г.
Л.Е. Фейнберг, 1941 г.
Отношение Печорина к персонажам повести: В начале повестиВ конце повести Слепой мальчик Ундина « Неприятное впечатление» Судьба мальчика вызывает сочувствие, несмотря на то, что он обокрал Печорина. «Странное существо…» Имеет сильный, решительный, почти мужской, характер в сочетании с такими качествами, как коварство и притворство.
«Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности!..» Печорин:
Повесть «Княжна Мери» М.Ю. Лермонтов, вид Пятигорска, 1937 г.
Печорин и «водяное» общество примитивны лицемерны, неискренни способны на обман неспособны понять и принять Печорина таким, какой он есть «врожденная страсть противоречить…» «Водяное» общество Печорин КОНФЛИКТ
Вернер – «двойник» Печорина по определению Печорина, «человек замечательный» глубокий и острый ум, проницательность, наблюдательность знает людей доброе сердце («плакал над умирающим солдатом») скрывает свои чувства и настроения под маской иронии и насмешки МОГУТ ЛИ ПЕЧОРИН И ВЕРНЕР БЫТЬ ДРУЗЬЯМИ? ПЕЧОРИН: «Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни одни из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать…»
Грушницкий – карикатура на Печорина в Пятигорск Грушницкий приехал, чтобы «сделаться героем романа» «… занимался целую жизнь одним собою» говорит «пышными фразами», « производить эффект – его наслаждение» «…я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать» Глазами Печорина Глазами читателя способен на подлость и обман (дуэль с Печориным) все время пытается кому-то подражать рядом с Печориным выглядит жалким и смешным
Ночь перед дуэлью Отрывок из телеспектакля «Страницы журнала Печорина», реж. А. Эфрос, 1975 г. Печорин – Олег Даль М.А. Врубель, 1890 г. Д.А. Шмаринов, 1941 г. Отрывок из к/ф «Княжна Мери», реж. И. Анненский, 1955 г. Печорин – Анатолий Вербицкий
Дуэль с Грушницким Отрывок из телеспектакля «Страницы журнала Печорина», реж. А. Эфрос, 1975 г. Печорин – Олег Даль, Грушницкий – Андрей Миронов Отрывок из к/ф «Княжна Мери», реж. И. Анненский, 1955 г. Печорин – Анатолий Вербицкий, Грушницкий – Л. Губанов М.А. Врубель, 1890 – 1891 г.г. Д.А. Шмаринов, 1941 г.
Печорин и Мери Раздражение Отсутствие внимания со стороны Печорина Ненависть «Дерзкие» поступки Печорина Интерес Желание узнать, кто же такой Печорин Сопереживание Исповедь Печорина ПЕРЕМЕНЫ В КНЯЖНЕ
Вера и Печорин Печорин: «За что она меня так любит, право, не знаю! Неужели зло так привлекательно?» «Она единственная женщина в мире, которую я не в силах был бы обмануть…»
Сцена погони за Верой «…я думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, все мое хладнокровие – исчезли как дым. Душа обессилела, рассудок замолк…» «Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горячую голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял что гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассудно…» Противоречивость, двойственность героя
«Фаталист» Тема судьбы и воли человека «И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля, рассудок? »
Полученные данные Отсутствие цели в жизни – главный источник трагедии Печорина, поэтому мелки его поступки, пуста и бесплодна его кипучая деятельность. Очень верно отметил В. Г. Белинский, что в герое Лермонтова «есть тайное сознание, что он то, чем самому себе кажется…»
Вывод Печорин, несомненно, злой гений: самой главной чертой его характера становится индивидуализм и эгоизм. Но он и жертва светского общества.
allery.com Company Logo Смелость, жажда неизведанного, воля отличают Печорина от людей его поколения и позволяют автору сочувственно следить за его судьбой и называть его Героем времени…