Пётр Ильич Чайковский. «Времена года»
Времена года" Чайковского - это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Как позднее вспоминал его брат М.И.Чайковский : "Петр Ильич, как редко кто, любил жизнь Каждый день имел для него значительность и прощаться с ним ему было грустно при мысли, что от всего пережитого не останется никакого следа." Этим лирическим чувством композитора, любовью к жизни и восхищением ею и наполнена музыка одного из музыкальных шедевров Чайковского, фортепианного цикла "Времена года". Энциклопедией русской усадебной жизни XIX века, петербургского городского пейзажа можно назвать этот цикл из 12 характеристических картин для фортепиано. В его образах запечатлены Чайковским и бескрайние русские просторы, и деревенский быт, и картины петербургских городских пейзажей, и сценки из домашнего музыкального быта русских людей того времени.
12 пьес -12 картинок из русской жизни Чайковского получили при издании эпиграфы из стихов русских поэтов: 1. Январь «У камелька» 2. Февраль «Масленица» 3. Март «Песня жаворонка» 4. Апрель «Подснежник» 5. Май «Белые ночи» 6. Июнь «Баркаролы» 7. Июль «Песня косаря» 8. Август «Жатва» 9. Сентябрь «Охота» 10. Октябрь «Осенняя песня» 11. Ноябрь «На тройке» 12. Декабрь «Святки»
"И мирной неги уголок Ночь сумраком одела. В камине гаснет огонек, И свечка нагорела." А.С.Пушкин "У камелька". Январь: Спокойный и мечтательный характер пьесы описывает легкую меланхолию и ностальгические размышления.
"Масленица". Февраль: "Скоро масленицы бойкой Закипит широкий пир." П.А.Вяземский Описывает задорные и веселые масленичные гулянья.
"Песня жаворонка". Март: "Поле зыблется цветами, В небе льются света волны. Вешних жаворонков пенья Голубые бездны полны" А.Н.Майков Эпиграф из А.Н. Майкова описывает пробуждение природы. Здесь Чайковскому удалось очень точно передать веселые птичьи трели звуками фортепиано – великий композитор пробует здесь не только стандартную музыкальную гармонию, но и звукоподражание!
"Подснежник". Апрель: "Голубенький чистый Подснежник: цветок, А подле сквозистый Последний снежок. Последние слезы О горе былом И первые грезы О счастье ином..." А.Н.Майков Пожалуй, одно из самых популярных произведений всей русской музыкальной классики. Пьеса эта очень на слуху во многом благодаря своей динамичности - и одновременно удивительной нежности и трогательности. Эпиграф, как и для «Марта», взят из Аполлона Майкова.
"Белые ночи". Май: «Какая ночь! На всем какая нега! Благодарю, родной полночный край! Из царства льдов, из царства вьюг и снега. Как свеж и чист твой вылетает май!» А.А.Фет Предисловием к нему послужили строки А.А. Фета о северной ночи. Пьеса очень яркая и удивительно красивая, создающая нежный и величественный пейзаж белых ночей в Петербурге. Чайковский очень любил этот город – и передал его грандиозную красоту в своей виртуозной манере.
"Баркарола". Июнь: "Выйдем на берег, там волны Ноги нам будут лобзать, Звезды с таинственной грустью Будут над нами сиять" А.Н.Плещеев Вторая известнейшая пьеса цикла. Пронзительно-грустная и светлая мелодия, очень запоминающаяся и невероятно гармоничная, написана по мотивам итальянской народной музыки. Классическая баркарола – это певучая и протяжная песня венецианских гондольеров.
"Песнь косаря". Июль: "Раззудись, плечо Размахнись рука! Ты пахни в лицо, Ветер с полудня!" А.В.Кольцов «Июль. Песнь косаря» и «Август. Жатва» предваряются стихами Кольцова и пронизаны уже русским народным духом. Обе пьесы стройные, четкие и ритмичные, передающие настроение жаркой работы. Здесь Чайковский использует нестандартные музыкальные приемы (к примеру, в «Песни косаря» нарушается правило неупотребления двух чистых квинт подряд, зато это нарушение еще более приближает пьесу к народной музыке).
"Жатва". Август: "Люди семьями Принялися жать, Косить под корень Рожь высокую! В копны частые Снопы сложены. От возов всю ночь Скрыпит музыка." А.В.Кольцов В ней оживление, подъем, характерный для большой совместной работы крестьян. В средней части картина яркой народной сцены меняется на лирический деревенский пейзаж, характерный для среднерусской природы, на котором и разворачивается сцена жатвы. В связи с этим музыкальным фрагментом вспоминается высказывание Чайковского: Не могу изобразить, до чего обаятельны для меня русская деревня, русский пейзаж...
"Охота". Сентябрь: "Пора, пора! Рога трубят: Псари в охотничьих уборах Чем свет уж на конях сидят; Борзые прыгают на сворах." А.С.Пушкин Передается широкий дух русской барской усадьбы и описываются картинки охоты. Здесь – и имитация охотничьего рожка, и очень выразительная музыка, динамичная и живописная.
"Осенняя песнь". Октябрь: Осень, осыпается весь наш бедный сад, Листья желтые по ветру летят..." А.К.Толстой Печальная и лиричная, эта пьеса также относится к самым популярным произведениям русской музыкальной классики. Увядание природы и светлая тоска, меланхоличное настроение и глубокое чувство – в этой музыке есть всё, чтобы затронуть самые потаенные струны души человека.
"На тройке". Ноябрь: "Не гляди же с тоской на дорогу И за тройкой вослед не спеши И тоскливую в сердце тревогу Поскорей навсегда затуши." Н.А.Некрасов Удалое молодецкое веселье, задорное настроение, катание на тройке по первому снегу – всё это мастерски передает Чайковский в этой маленькой, но очень выразительной пьесе.
"Святки". Декабрь: Раз в крещенский вечерок Девушки гадали, За ворота башмачок Сняв с ноги бросали." В.А.Жуковский Исконно русский обычай праздновать святки здесь очень неожиданно перекликается с выбранным размером – пьеса написана в ритме вальса. Но это только вносит в музыку дополнительное очарование и экспрессию.
Выполнил : Арсланов Артур (10 лет) Ученик 4Д класса МБОУ СОШ 7 г.Туймазы