Жанровое своеобразие драмы «Гроза». Она, без сомнения, является трагедией, первой русской трагедией, написанной на социально-бытовом материале.
Гроза выделяется как главное, этапное произведение драматурга. Гроза должна была войти в сборник Ночи на Волге, задуманный автором во время поездки по России 1856 года, организованной морским министерством. Гроза вышла отдельной книгой в 1859 году
. За время работы над ней Островского пьеса претерпела большие изменения автор ввел ряд новых действующих лиц, но главное Островский изменил свой первоначальный замысел и решил написать не комедию, а драму. Однако сила социального конфликта в Грозе настолько велика, что о пьесе можно говорить даже не как о драме, а как о трагедии.
Безусловно, пьеса написана на социально-бытовую тему: для нее характерны особое внимание автора к изображению деталей быта, стремление предельно точно передать атмосферу города Калинова, его жестокие нравы. Несомненно, такое внимание автора к деталям быта персонажей дает возможность говорить о драме как о жанре пьесы Гроза.
Еще одна черта, характерная для драмы и присутствующая в пьесе, наличие цепочки внутрисемейных конфликтов. Сначала это конфликт между невесткой и свекровью за запорами ворот дома, потом об этом конфликте узнает весь город, и из бытового он перерастает в социальный. Свойственное драме выражение конфликта в поступках и словах героев ярче всего показано в монологах и диалогах действующих лиц.
Своеобразие жанра Грозы проявляется и в том, что, несмотря на мрачный, трагический общий колорит, в пьесе есть и комические, сатирические сцены. Нам кажутся нелепыми анекдотично- невежественные рассказы Феклуши о салтанах, о землях, где все люди с песьими головами.
Сам автор назвал свою пьесу драмой. Но могло ли быть иначе? В то время, говоря о трагедийном жанре, привыкли иметь дело с сюжетом историческим, с главными героями, выдающимися не только по характеру, но и по положению, поставленными в исключительные жизненные ситуации. Трагедия обычно ассоциировалась с образами исторических деятелей, хотя бы и легендарных, вроде Эдипа (Софокла), Гамлета (Шекспира), Бориса Годунова (Пушкина). Мне кажется, что со стороны Островского назвать Грозу драмой было лишь данью традиции.
. Особенностью трагедийного жанра является физическая гибель главного героя. Таким образом, Катерина, по мнению В. Г. Белинского, настоящая трагическая героиня. Судьбу Катерины определило столкновение двух исторических эпох. Не только ее беда в том, что она заканчивает жизнь самоубийством, это беда, трагедия общества. Ей необходимо освободиться от тяжкого гнета, от страха, тяготящего душу.
Итак, жанровое своеобразие Грозы заключается в том, что она, без сомнения, является трагедией, первой русской трагедией, написанной на социально-бытовом материале. Это трагедия не одной только Катерины, это трагедия всего русского общества, находящегося на переломном этапе своего развития, живущего в преддверии значительных перемен, в условиях революционной ситуации, которая содействовала осознанию личностью чувства собственного достоинства. Нельзя не согласиться с мнением В. И. Немировича-Данченко, который писал: Если бы какая-то купеческая жена изменила своему мужу и отсюда все ее несчастья, то это была бы драма. Но у Островского это только основа для высокой жизненной темы... Здесь все поднимается до трагедии