Дмитриев Анатолий Викторович - главный специалист отдела информационно - образовательных ресурсов КГБУО " Алтайский краевой информационно - аналитический центр "
Сценарий это литературно - драматическое произведение, написанное как основа для постановки кино - или видеофильма. Сценарий фильма, как правило, напоминает пьесу и подробно описывает каждую сцену и диалоги персонажей. Сценарий фильма – это его литературная основа, в которой определяется тема, сюжет, проблематика, характеры основных героев.
1) Документальное кино. Общая задача документального кино – рассказать о чём - то важном, сформировать определённые знания у зрителя. 2) Игровое кино. Общая задача игрового кино – развлечь зрителя, вдохновить, вызвать эмоции, перенеся его в новую реальность. 3) Документально - игровое ( гибридное кино ) Жанр – это совокупность стиля, формы и содержания фильма.
Идея – это основная мысль, с помощью которой автор выражает свою позицию. Идея может предшествовать изучению материала. Идея целиком зависит от автора, от строя его мыслей, его эрудиции, вкусов, склонностей и других индивидуальных качеств личности.
Поиск идеи – это творческий процесс. Существительное « творчество » – то же самое, что и глагол « придумать ». Генерация идей 1) Фиксация идей 2) Мозговой штурм 3) Вдохновение 4) Заимствование и развитие идей
Логлайн – это краткое описание сюжета вашего фильма в виде 1-2 предложений с обязательной интригой. Практически, это то же самое, что и идея фильма, но ключевым моментом здесь является интрига.
Синопсис – это краткий пересказ вашего фильма. Прочтя его, уже можно точно знать из каких эпизодов состоит фильм, в чём проблема главного героя и как он будет её решать.
Самый трудоемкий этап в ходе написания сценария. Автор должен подходить к материалу, каждый раз представляя себе, какое место он займет в фильме. Не следует удивляться и отчаиваться, если новые факты, жизненные ситуации никак не укладываются в канву картины. В одном случае можно и полезно несколько видоизменить первоначальный замысел, в другом отказаться от нового материала. Такие потери при создании сценария, а тем более фильма в целом, неизбежны.
Название фильма – то, над чем стоит подумать. Одно лишь название способно вызвать у зрителя неоднозначные эмоции. Хорошо, если вы сможете придумать такое название, которым будете сами довольны, и которое будет « цеплять ». Чем лаконичней название, тем лучше. Лучше, если есть несколько вариантов. Если нет, то на этапе подготовки сценария не стоит тратить много времени на поиск идеального названия. Придумайте сначала рабочее название фильма, по ходу работы оно будет претерпевать изменения.
. Прочтите ваш синопсис. Вы будете только представлять общую картину, но что конкретно будет происходить на экране, не удастся. А всё потому, что у вас в руках, по сути, грубый пересказ истории и не понятно, что герой делает сначала, а что потом. Чтобы исправить это нужно каждый эпизод из синопсиса расписать как можно подробнее. Возьмите теперь первую часть, выявите в ней эпизоды, т. е. законченные действия в определённый промежуток времени и опишите ещё подробней. Поэпизодный план – это то, что превратит ваш синопсис практически в готовый сценарий, придав ему больше объёма, выразительности и деталей.
Ваши герои – это живые люди. В них должен поверить зритель, и ни в коем случае не должен заподозрить их во лжи, будто они просто читают текст. Все люди разные, у каждого свои привычки, характер, манера поведения, возраст и многое другое. Поэтому, важной частью в работе над персонажами является их индивидуальность. Будьте смелее, придайте вашим персонажам отличительную черту, опишите их подробней и у вас всегда найдётся, что сказать.
Композицию можно условно разделить на части : - экспозицию, где зритель знакомится с главным героем или героями ; - завязку - где герой или герои попадают в ту самую ситуацию, которая приведет к усложнению ; - усложнение, самая большая часть фильма, содержащая обязательную сцену ; - перипетии - в состав которых может входить одно или несколько усложнений ; - кульминацию ; - развязка, за которой следует финал.
Сценарий должен быть написан так, чтобы в нём присутствовал определённый волнообразный ритм. Он должен нарастать к кульминации, но всё равно относительно спокойные сцены должны неожиданно перерастать в какие - то усложненные. Это относится абсолютно ко всем сценариям.