«Преступление и наказание» (1868) Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности его талант равен, быть может, только Шекспиру. М.Горький.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Узнай писателя! Чьё лицо незнакомо? Чьё лицо незнакомо?
Advertisements

« Творческая история создания романа Ф. М. Достоевского « Преступление и наказание » Выполнила Череп Людмила Федоровна, учитель русского языка и литературы.
Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть.
«В декабре я начну роман... Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить.
История создания романа «Преступление и наказание» Выполнил: Голуб Кирилл Александрович.
Рисунки Достоевского в черновиках к роману 1859 г. - замысел в форме романа-исповеди 1865 г. – первоначальная версия романа «Пьяненькие» (история семейства.
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Санкт-Петербургское училище олимпийского резерва 2 (техникум)»
Знал – знаю – хочу узнать ЗналЗнаюХочу узнать. Знал – знаю – хочу узнать ЗналЗнаюХочу узнать Красивый город Река Нева Белые ночи Мосты Город рек и каналов.
Автор проекта Учитель русского языка и литературы Л. Г. Тарасова. МОУ СОШ с УИОП д. Стулово.
В Петербург Достоевского (По роману «Преступление и наказание») Тема урока :
Образ Петербурга в литературе XIX века. «Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелено-бледный, Сказка, холод и гранит». А. С.
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» Петербург Достоевского.
Построенный по приказу Петра I на болотах, Петербург казался Ф.М. Достоевскому мрачным и таинственным. Именно в таком фантастическом месте, по его мнению,
Федор Михайлович Достоевский ( ) Толстой и Достоевский – два величайших гения, силою своих талантов они потрясли весь мир, они обратили на Россию.
Знал красивый город, река Нева мосты, Белые ночи Знаю Хочу узнать.
Ф. М. Достоевский 1 Урок литературы в 10 классе. Шебалова О.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Чернухинская СОШ»
Образ Петербурга в русской литературе. Пушкинский Петербург Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой.
Образ Родиона Раскольникова Натура и идея. Наказание.
История замысла романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Жанр и композиция.
Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой её гранит, Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых.
Транксрипт:

«Преступление и наказание» (1868) Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности его талант равен, быть может, только Шекспиру. М.Горький

Окт г. – замысел – роман-исповедь: «Всё роман-исповедь: «Всё сердце моё с кровью положится в этот роман. Я задумал его на каторге… в тяжёлую минуту.» в тяжёлую минуту.» Сент г. – новый замысел: новый замысел:новый замысел: «Это психологический отчёт одного преступления.» одного преступления.» Июль 1865 г. – роман «Пьяненькие»: главный герой – Мармеладов герой – Мармеладов Март 1867 г. – роман «Преступление и наказание»

Из письма Ф.М.Достоевского в редакцию журнала «Русский вестник» «Это психологический отчёт одного преступления. Действие современное, в нынешнем году. Молодой человек, исключённый из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым странным, «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения.

Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты… с тем, чтоб сделать счастливою свою мать… избавить сестру… от сластолюбивых притязаний главы помещичьего дома… докончить курс, уехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твёрдым, неуклонным в исполнении «гуманного долга к человечеству», чем уже, конечно, «загладится преступление», если только можно назвать преступлением этот поступок над старухой глухой, глупой, злой и больной, которая сама не знает, для чего живёт на свете…»

Смысл заглавия романа романа Какие ассоциации возникают у вас к словам ПРЕСТУПЛЕНИЕ и НАКАЗАНИЕ? Какие ассоциации возникают у вас к словам ПРЕСТУПЛЕНИЕ и НАКАЗАНИЕ? Чего мы ждём от романа с таким названием? Чего мы ждём от романа с таким названием? криминальной интриги криминальной интриги захватывающего сюжета захватывающего сюжета захватывающего сюжета захватывающего сюжета тайны тайны убийства убийства разоблачения преступника разоблачения преступника разоблачения преступника разоблачения преступника наказания наказания

«Писатель не даёт возможности читателю оставаться только в формально фактическом плане совершённого преступления. Он переводит его в план мира совести… в моральный план» (Я.Голосовкер). «Писатель не даёт возможности читателю оставаться только в формально фактическом плане совершённого преступления. Он переводит его в план мира совести… в моральный план» (Я.Голосовкер).

«Для Раскольникова вопрос о том, убьет ли он или не убьет старуху, решался не тогда, когда он, убив одну старуху, стоял с топором перед другой, а тогда, когда он не действовал, а только мыслил, когда работало одно его сознание и в сознании этом происходили чуть- чуточные изменения» (Л.Н.Толстой). «Для Раскольникова вопрос о том, убьет ли он или не убьет старуху, решался не тогда, когда он, убив одну старуху, стоял с топором перед другой, а тогда, когда он не действовал, а только мыслил, когда работало одно его сознание и в сознании этом происходили чуть- чуточные изменения» (Л.Н.Толстой).

«Автор взял натуру более глубокую, приписал ей более глубокое отклонение от жизни, чем другие писатели, касавшиеся нигилизма. Цель его была – изобразить страдания, которые терпит человек, дойдя до такого разрыва с жизнью. Совершенно ясно, что автор изображает своего героя с полным состраданием к нему» (Н.Н.Страхов). «Автор взял натуру более глубокую, приписал ей более глубокое отклонение от жизни, чем другие писатели, касавшиеся нигилизма. Цель его была – изобразить страдания, которые терпит человек, дойдя до такого разрыва с жизнью. Совершенно ясно, что автор изображает своего героя с полным состраданием к нему» (Н.Н.Страхов).

«Если прямо держаться романа, то окажется, что преступление из теории несравненно тяжелее для преступника, чем всякое другое, что душа человеческая менее всего может выносить подобное уклонение от своих вечных законов» (Н.Н.Страхов). «Если прямо держаться романа, то окажется, что преступление из теории несравненно тяжелее для преступника, чем всякое другое, что душа человеческая менее всего может выносить подобное уклонение от своих вечных законов» (Н.Н.Страхов).

Жанровое своеобразие романа Философский Философский Нравственно- психологический Нравственно- психологический Исторический Исторический Полемический Полемический Фантастический Фантастический Социальный детективный Социальный детективный Политический Политический Приключенческий Приключенческий Роман-трагедия Роман-трагедия Роман-исповедь Роман-исповедь Сатирический Сатирический Идеологический Идеологический Семейный Семейный Автобиографический Автобиографический Биографический Биографический

Художественный мир романа «Преступление и наказание» Петербург Достоевского … когда уже некуда больше идти. Ф.М.Достоевский

Образ Петербурга в русской литературе «Этот город не только герой русской литературы, но и автор ее. Ясно, что многие страницы нашей литературы не могли быть написаны ни в каком другом городе и многие страницы невозможны без знания его просто непонятны» (С.Лурье). Как вы понимаете эти слова? «Этот город не только герой русской литературы, но и автор ее. Ясно, что многие страницы нашей литературы не могли быть написаны ни в каком другом городе и многие страницы невозможны без знания его просто непонятны» (С.Лурье). Как вы понимаете эти слова? Вспомните, в каких произведениях русской классики мы уже встречались с образом Петербурга. Как изображали этот город писатели? Вспомните, в каких произведениях русской классики мы уже встречались с образом Петербурга. Как изображали этот город писатели?

Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид… Невы державное теченье, Береговой её гранит… А.С.Пушкин

Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелено-бледный, Скука, холод и гранит… А.С.Пушкин

«Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет всё. Чем не блестит эта улица – красавица нашей столицы!...» Н.В.Гоголь

« О, не верьте этому Невскому проспекту! Всё обман, всё мечта,всё не то, чем кажется!» Н.В.Гоголь

О город, город роковой! С певцом твоих громад красивых… Плененный лирой сладко струнной, Не спорю я: прекрасен ты В безмолвье полночи безлунной, В движенье гордой суеты! Н.А.Некрасов

Начинается день безобразный – Мутный, ветреный,темный и грязный… Н.А.Некрасов

Выводы 1. Тема Петербурга традиционна для русской литературы. 2. Для Пушкина Петербург - воплощение петровского духа, символ созидательных сил России, но и в его произведениях видим противоречивый облик северной столицы. 3.Н.В.Гоголь показывает, что блеск и пышность Петербурга лишь видимость. На самом деле город живет обманом и ложью. 4. Близок к Гоголю и Петербург некрасовский: холодный, равнодушный, он враждебен человеку несет ему страдания, болезни, смерть.

Каков Петербург Достоевского?

Петербург Достоевского Пейзажи Сцены городской городской жизни Интерьеры Каков же Петербург Достоевского?

Городской пейзаж Каким вам запомнился Петербург при чтении первых глав романа? Каким вам запомнился Петербург при чтении первых глав романа? Отметьте характерные детали городского пейзажа. Отметьте характерные детали городского пейзажа. Подберите наиболее точный эпитет к Петербургу, который соотносится и с текстом романа. Подберите наиболее точный эпитет к Петербургу, который соотносится и с текстом романа.

Интерьеры Интерьеры Какое впечатление производит описание интерьеров Петербурга Какое впечатление производит описание интерьеров Петербурга каморки Раскольникова (ч. 1, гл. 3) каморки Раскольникова (ч. 1, гл. 3) каморки Раскольникова каморки Раскольникова кабака (ч. 1, гл.2) кабака (ч. 1, гл.2) квартиры Мармеладовых (ч.1, гл. 2)? квартиры Мармеладовых (ч.1, гл. 2)?

И.Глазунов. Иллюстрация к роману «Преступление и наказание» Д.Шмаринов. Иллюстрация к роману «Преступление и наказание»

Сцены городской жизни Встреча Раскольникова с Мармеладовым (ч.1, гл.2) Встреча Раскольникова с Мармеладовым (ч.1, гл.2) Сцена смерти Мармеладова (ч.2, гл.7) Сцена смерти Мармеладова (ч.2, гл.7) Встреча с пьяной девушкой (ч.1, гл.4) Встреча с пьяной девушкой (ч.1, гл.4) Какие эпизоды, раскрывающие тему Петербурга, вы выделили в первых частях романа? Как они дополняют впечатление о Петербурге Достоевского? Какие эпизоды, раскрывающие тему Петербурга, вы выделили в первых частях романа? Как они дополняют впечатление о Петербурге Достоевского?

Петербург Достоевского Жара, духота, толкотня Жёлтый цвет как символ умирания Отвратительный и грустный колорит Комнаты – «крошечныеклетушки» Вонь из распивочных «Самый фантастический город», «город, в котором невозможно быть» (Ф.М.Достоевский).

Домашнее задание 1. По 1-ой части романа проследить (письменно) хронологию развития замысла Раскольникова: расписать по дням, отметить случайности, которые «подтолкнули» героя к преступлению 2. Прочитать 3-ю и 4-ую части романа.