П РЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ 5 КЛАССА Гитько Маргарита Сергеевна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 61 города Владивостока, Приморский край
Т ЕМА : Н ИКОЛАЙ А ЛЕКСЕЕВИЧ Н ЕКРАСОВ «К РЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ » Эпиграф к уроку: «Играйте же, дети, растите на воле, На то вам и красное детство дано»
Цели урока. Образовательные: Углубить знания детей о личности Н. А. Некрасова Научить понимать стихотворный текст Развивающие: Развивать у учащихся творческое воображение, эстетическое чувство Развивать речь учащихся. Учить выражать правильно и точно свои мысли Способствовать эмоциональному восприятию стихотворений Воспитательные : Способствовать формированию нравственных начал в человеке Прививать любовь к литературе
С КАКИМ ПИСАТЕЛЕМ МЫ ПОЗНАКОМИЛИСЬ НА ПРЕДЫДУЩЕМ УРОКЕ ?
С КАКИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ЭТОГО ПИСАТЕЛЯ МЫ УЖЕ ПОЗНАКОМИЛИСЬ ?
К ОГО ВОСПЕВАЕТ ПОЭТ В ОТРЫВКЕ ИЗ ПОЭМЫ «М ОРОЗ, К РАСНЫЙ НОС »?
Д ЕТСТВО Н ЕКРАСОВА «Сельцо Грешнево, - вспоминал сам поэт, - стоит на (трактовой) низовой ярославской- костромской дороге…барский дом выходит на самую дорогу, и все, что по ней шло и ехало и было ведомо, начиная с почтовых троек и кончая арестантами, закованными в цепи, в сопровождении конвойных, было постоянной пищей нашего детского любопытства» Многое видел Некрасов, многое впитал в себя, как губка, а будучи зрелым поэтом воплотил все увиденное, запечатленное в своих произведениях.
С ЕЛО Г РЕШНЕВО «Я ПОСЕТИЛ П АРИЖ, Н ЕАПОЛЬ, Н ИЦЦУ, Н О Я НИГДЕ ТАК СЛАДКО НЕ ДЫШАЛ, К АК В Г РЕШНЕВЕ...» СКАЗАЛ Н.А. Н ЕКРАСОВ ОБ ЭТИХ ЖИВОПИСНЫХ МЕСТАХ.
И З ВОСПОМИНАНИЙ СЕСТРЫ Н.А.Н ЕКРАСОВА А ННЫ Б УТКЕВИЧ. «…З А НАШИМ САДОМ НЕПОСРЕДСТВЕННО НАЧИНАЛИСЬ КРЕСТЬЯНСКИЕ ИЗБЫ. Я ПОМНЮ, ЧТО ЭТО СОСЕДСТВО БЫЛО ПОСТОЯННЫМ ОГОРЧЕНИЕМ ДЛЯ НАШЕЙ МАТЕРИ : ТОЛПА РЕБЯТИШЕК, НАРОЧНО ИЗБИРАВШАЯ ДЛЯ СВОИХ ИГР МЕСТО ПО ТУ СТОРОНУ САДОВОГО РЕШЕТЧАТОГО ЗАБОРА, КАК МАГНИТ ПРИТЯГИВАЛА ТУДА БРАТА – НИКАКИЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЯ НЕ ПОМОГАЛИ. В ПОСЛЕДСТВИИ ОН ПРОДЕЛАЛ ЛАЗЕЙКУ И ПРИ КАЖДОМ УДОБНОМ СЛУЧАЕ ВЫЛЕЗАЛ К НИМ В ДЕРЕВНЮ, ПРИНИМАЛ УЧАСТИ В ИХ ИГРАХ, КОТОРЫЕ НЕРЕДКО ОКАНЧИВАЛИСЬ ОБЩЕЙ ДРАКОЙ …»
С ТИХОТВОРЕНИЕ «К РЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ » 1861 ГОД
Б ЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ : 1. Каким вы представляете себе лирического героя стихотворения, от лица которого ведется рассказ? 2. Какое настроение лирического героя ощущается в первых строчках произведения? 3. Какое слово передает настроение героя, возникшее при встрече с крестьянскими ребятами?
- В ЫПИШИТЕ ИЗ ТЕКСТА ЧЕРТЫ БАРИНА - ОХОТНИКА, КОТОРЫЕ ПОРАЗИЛИ ДЕТЕЙ ? - П ОЧЕМУ ДЕТИ РЕШИЛИ, ЧТО ПЕРЕД НИМИ НЕ БАРИН ?
Н АЙДИТЕ В ТЕКСТЕ И ЗАПИШИТЕ : КАК АВТОР НАЗЫВАЕТ КРЕСТЬЯНСКИХ РЕБЯТИШЕК ? П ОДУМАЙТЕ С КАКИМИ ЧУВСТВАМИ ОН ПРОИЗНОСИТ ЭТИ СЛОВА Низкого сорта людей, шпионы мои, милые плуты, часто завидую им, балованным деткам, счастливый народ, родной, малюточка
- П ОЧЕМУ АВТОР СЧИТАЕТ, ЧТО В ЖИЗНИ КРЕСТЬЯНСКИХ ДЕТЕЙ « МНОГО ПОЭЗИИ СКРЫТО »? К АК ВЫ ПОНИМАЕТЕ ЭТИ СЛОВА ? Н.А.Некрасов написал произведение, в котором нашла отражение подлинная жизнь русского народа. Это не представление, разыгранное на сцене для читателя, а сама действительность.
Н ИКОЛАЙ С КАТОВ В СВОЕЙ СТАТЬЕ О Н ЕКРАСОВЕ ПИСАЛ СЛЕДУЮЩЕЕ : «…Н АДО СКАЗАТЬ, ЧТО Н ЕКРАСОВ - МАЛЬЧИК РОС, И ТЕМ ВОСПИТЫВАЛСЯ, С ДЕРЕВЕНСКИМИ МАЛЬЧИШКАМИ И ДЕВЧОНКАМИ »
- П ОЧЕМУ КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ ТЯНУЛИСЬ К ПРОХОЖИМ ? - Ч ТО ОНИ У НИХ УЗНАВАЛИ ? Ч ЕМУ УЧИЛИСЬ ?
- Ч ЕМ ЗАНИМАЛИСЬ ДЕТИ ЛЕТОМ ? - М ОЖНО ЛИ НАЗВАТЬ ИХ ЖИЗНЬ ВОЛЬНОЙ ? Д ОКАЖИТЕ СВОЁ МНЕНИЕ ?
Д АВАЙТЕ СОСТАВИМ ТАБЛИЦУ « ПЛЮСОВ » И « МИНУСОВ » ЖИЗНИ КРЕСТЬЯНСКИХ РЕБЯТИШЕК Не нужно ходить в школу Предоставлен сам себе Весь день свободен И так далее С малого возраста трудишься «едят его мошки» Часто безграмотные И так далее
- С КАКИМ НАСТРОЕНИЕМ АВТОР ОПИСЫВАЕТ ЗАНЯТИЯ ДЕТЕЙ ? - Д ОКАЖИТЕ, ЧТО ОПИСАННЫЕ ЗАНЯТИЯ ЯВЛЯЮТСЯ ЗАБАВАМИ ?
П О ИЛЛЮСТРАЦИИ М ИХАИЛА Т ИМАКОВА СОСТАВЬТЕ РАССКАЗ ОБ ОДНОМ ИЗ ДНЕ ЖИЗНИ КРЕСТЬЯНСКОГО МАЛЬЧИКА
Подведение итогов Спасибо за внимание