Методика подготовки обучающихся к сочинению по теме «Нравственно-философская проблематика творчества М.Ю. Лермонтова» (глубина и серьезность нравственно-философской.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. Последовательность действий 1. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о чём или о ком говорится.
Advertisements

Подготовила: учитель русского языка и литературы учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 54» г. Курска Позднякова А.В. Позднякова А.В.
Пыстина Лидия Митрофановна Учитель русского языка и литературы Средней общеобразовательной школы – гимназии 9 города Павлодара. Презентация предназначена.
Сочинение- рассуждение по исходному тексту учебный год.
ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ. Советы ученику. Что будет учитываться при оценке вашей работы? Назовем эти параметры: - насколько адекватно, глубоко и полно.
1 Цель: Каковы преимущества БСП перед синонимичными синтаксическими конструкциями? Какие свойства изображаемой в художественных текстах картины можно передать.
МБОУ СОШ 28 Ст. Тамань Саглай Ирина Владимировна Часть С. Аргументация собственной позиции Готовимся к ЕГЭ.
Печорин – «злой гений» или жертва общества? (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»). Урок-дискуссия.
Родители и дети Гармония отношений. Счастлив тот, кто счастлив у себя дома Л.Н. ТолстойЛ.Н. Толстой.
Сочинение по художественному тексту в формате ЕГЭ (на примере текста А.П. Владимирова «Косуля»)
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Последовательность действий 3. Прокомментировать проблему Комментарий – рассуждение, пояснительные замечания по поводу чего-либо (К-2)
Профессиональный тренинг для преподавателей русского языка и литературы профессиональных образовательных организаций «МЫСЛЬ ОБРЕТЕТ ЯЗЫК ПРОСТОЙ…» ( М.Ю.ЛЕРМОНТОВ)
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
Часть С ЕГЭ Художественный стиль речи. Особенности публицистического и художественного стилей речи Публицистический стиль Художественный стиль Публицистика.
Критерии оценивания ответа на задание 25 I Содержание сочинения К 1 Формулировка проблемы исходного текста К 2 Комментарий к сформулированной проблеме.
Как писать сочинение- рассуждение в формате ЕГЭ (методические рекомендации)
Краткие рекомендации к написанию сочинения. Часть «С» ЕГЭ.
Век Лермонтова в романе «Герой нашего времени» Урок литературы в 9 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г. Белгорода Захаровой.
1. Напишите вступление. 2. Сформулируйте основную проблему, поставленную автором. 3. Прокомментируйте ее. 4. Изложите авторскую позицию по рассматриваемой.
Транксрипт:

Методика подготовки обучающихся к сочинению по теме «Нравственно-философская проблематика творчества М.Ю. Лермонтова» (глубина и серьезность нравственно-философской проблематики делает произведения Лермонтова интересными нашим современникам) Тематического направление «Недаром помнит вся Россия…» Москва 2015

Подготовить обучающихся к сочинению на данную тему можно в процессе комплексного анализа текста романа «Герой нашего времени». ТЕМА Бессоюзное сложное предложение ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Внеаудиторная самостоятельная работа ВИД САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ комплексный анализ монолога Печорина о двух половинках души (по роману «Герой нашего времени), анализ видеофрагментов

Вопросы к тексту 1. К кому обращен монолог Печорина? Вспомните, в каких обстоятельствах и с какой целью он его произносит. Как вы думаете, насколько искренно он говорит? 2. Сравните исповедь Печорина со стихотворениями Лермонтова «И скучно, и грустно», «Завещание», «Не верь себе», «Выхожу один я на дорогу» и др. Насколько мироощущение Печорина близко мироощущению лирического героя поэзии Лермонтова? 3. Выпишите из текста слова, характеризующие эмоции, чувства, моральные качества человека. Сгруппируйте их в антонимичные пары. Объясните правописание гласных в корнях.

Вопросы к тексту 5. Исходя из лексического значения выписанных слов определите тему текста. 6. Найдите в тексте бессоюзные предложения. Объясните постановку двоеточия, тире, точки с запятой. Какой стилистический эффект вызывает использование бессоюзных предложений в тексте? 7. Найдите в тексте метафорический образ и объясните его смысл. 8. Объясните, в чем причины превращения Печорина в нравственного калеку?

Вопросы к тексту 7. Сформулируйте главную, с вашей точки зрения, проблему текста. К какой группе проблем она относится? 8. Подготовьте развернутый ответ на вопрос: «На кого Печорин возлагает ответственность за свое эмоционально- нравственное состояние?» 9. Выскажите собственное мнение относительно позиции Печорина. Насколько актуальной представляется вам рассмотренная проблема? Согласны ли Вы с позицией Печорина?

Вопросы к видеофрагментам Перечитайте сцену дуэли Печорина и Грушницкого или просмотрите видеофрагменты и ответьте на вопросы: Как в сцене дуэли раскрывается нравственная позиция Печорина? А позиция Грушницкого? Является ли смерть Грушницкого адекватной платой за нравственные ошибки? Можно ли назвать Печорина нравственным и гуманным человеком? Как вы считаете, действительно ли Печорин таков, как говорит о себе в беседе с княжной Мери? На какую нравственно-философскую проблему обратил внимание доктор Вернер после дуэли Печорина и Грушницкого? видео 1. vimeo.com/ видео 2. vimeo.com/ видео 3. vimeo.com/

Ожидаемые результаты Задания 1–9 Проанализировав текст, перечитав стихотворения Лермонтова, указанные в задании, возможно прийти к выводу, что монолог произносится Печориным вполне искренне. Основная проблема монолога связана с проблемой становления личности. Какую роль играют окружающие люди в этом процессе? Если ребенка не любят, если ему не верят и незаслуженно обвиняют, если он наталкивается на человеческое равнодушие, лучшие качества превращаются в прямо противоположные: «Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен…» Динамичные бессоюзные предложения показывают, как быстро человек меняется в худшую сторону, становится нравственным калекой (метафора Лермонтова). Лучшая часть души умерла, правильнее сказать, была убита (высохла, испарилась, умерла, отрезал и бросил синонимический ряд, художественное средство, привлекающее внимание читателей к проблеме).

Ожидаемые результаты То, что произошло с Печориным, трагедия (задание 5). Выполнение всех последующих заданий (6 – 9), и особенно задание 9, помогают обучающимся обобщить результаты работы и сформулировать тезис о значении нравственно-философских и психологических исканий Лермонтова: Тезис 1. Лермонтов впервые в русской литературе так подробно исследует психологию героя – пишет историю человеческой души. На примере Печорина он доказывает, что душа (эмоционально-чувственная сфера) человека, особенно ребенка, – это великая ценность, которую необходимо оберегать, помогать развиться в ней лучшим задаткам, иначе из ребенка может получиться нравственный калека. (перекликается с популярным современным афоризмом «все мы родом из детства»)

Результаты работы с видеофрагментами Печорин критически оценивает происходящее, окружающих, но, в первую очередь, – себя. К себе он относится не менее, а может быть и более беспощадно, чем к другим (видео 1). В разговоре с княжной Мери Печорин открыто признается, что нарушает общепринятые нравственные нормы, но именно он призывает Грушницкого остановиться и не совершать нравственного преступления: отказаться от клеветы, не стрелять в невинного (задание 10).

Непрерывный труд рефлексии, постоянное наблюдение и размышление позволяет Печорину разрешать конструктивно жизненные противоречия, тогда как леность мысли, увлечение штампами ведет Грушницкого к нравственному тупику. Тезис 2. Лермонтов помогает читателям понять, что трезвое, объективное отношение к себе, постоянный самоанализ – необходимая составляющая жизни взрослого, ответственного человека.

Но, не увидев раскаяния в Грушницком, Печорин сам карает его за безнравственность, принимает на себя миссию «топора правосудия». Доктор Вернер говорит Печорину о лежащей на нем моральной ответственности, таким образом (видео 3) в романе возникает еще одна философская проблема: имеет ли право человек ли вершить правосудие, добиваться справедливости. Тезис 3. Лермонтов ставит эту проблему, но не разрешает ее не до конца. С одной стороны, он показывает, что серьезное философское отношение к миру дает человеку моральное право совершать поступки, имеющие очень серьезные последствия и принимать ответственность за них. С другой, – в сцене дуэли позиция Печорина – позиция максимализма.

Однозначного решения проблемы в романе нет. Тем интереснее читать Лермонтова: он заставляет думать, искать аналогии в жизни, но не дает готовых ответов. Диалог, обращенность к читателю – одна из особенностей художественной манеры М.Ю. Лермонтова.