ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей младшего дошкольного возраста. Педагог-психолог Кузьмина Н.А. воспитатели Логинова Н.С., Сумкина О.В.
ухудшение социальных условий жизни детей кризис семейного воспитания увеличение доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга Неблагоприятные факторы: компьютерные игры и средства массовой информации, кино- и видео-индустрия, регулярно пропагандирующие культ насилия
Характерные особенности агрессии в младшем дошкольном возрасте: -у детей нет предварительной стадии обдумывания, предвкушения, накопления напряжения, которое ищет выхода и, наконец, находит его; -у детей отсутствуют понимание последствий своих действий и чувство вины; -коммуникативные навыки в этом возрасте обычно недостаточно развиты; - процессы возбуждения преобладают над торможением; - моральные нормы еще не сформированы. Помешать возникновению детской агрессивности невозможно, но научить ребенка преодолевать ее социально приемлемым способом мы можем.
Цель - снижение уровня агрессивности ребенка. Задачи: 1)способствовать осознанию собственных эмоций и чувств других людей; 2) обучить ребенка выражать свои гнев приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих, а также контролю над деструктивными эмоциями и отреагированию негативной ситуации в целом; 3) обучить навыкам саморегуляции и релаксации; 4) развить навыки общения; 5) развить позитивную самооценку; 6) развить эмпатию.
4 направления: 1. Обучение детей способам выражения гнева в приемлемой форме. 2. Отработка навыков общения. 3. Обучение детей способам саморегуляции, самообладания. 4. Формирование позитивных качеств личности (эмпатии, доверия к людям и др.)
Обучение детей способам выражения гнева в приемлемой форме. Шаг первый: -озвучить состояние ребенка. Шаг второй: -присоединиться к чувствам ребенка. Шаг третий: -помочь ребенку выразить гнев адекватным способом Шаг четвертый: -в спокойном тоне поговорить, что на самом деле задевает ребенка.
Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций. Главное - научить каждого ребенка понимать себя, и, прежде всего - ощущения своего тела. Эффективны релаксационные упражнения, направленные на расслабление и снятие мышечных зажимов. Отработка навыков общения. - научить детей выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами; - использовать коммуникативные игры, ролевые игры, обсуждение конфликтных ситуаций.
Формирования позитивных качеств личности детей. -Психологические игры, направленные на принятие своего имени, принятие своих качеств характера, на ознакомление и переживание эмоционального состояния, на вербализацию своих переживаний -Элементы психогимнастики, арт терапии, сказкотерапии. -Беседы: "Что такое дружба?", "Каким должен быть настоящий друг?" "Какие бывают привычки?", "Что такое хорошо и что такое плохо?", "Расскажи о себе", "Наши отношения", "С каким человеком приятно общаться?" и др.
Дизайн-проект модернизации предметно-развивающей среды в группе. шатёр боксерские груши, подушки для битья
мягкие игрушки «Коврик злости»
корзинка с клубочками разноцветных ниток «Коробочка примирения»
«Мешочки настроений»
Работу с родителями агрессивного ребенка проводят в двух направлениях: Информирование -консультации -лекции -семинары -буклеты Обучение эффективным способам общения с сыном или дочерью
- желательно придерживаться одного стиля воспитания в семье; - нужно ликвидировать все агрессивные формы поведения среди близких ребенку людей, помня, что малыш, подражая, видит все; - не наказывать ребенка физическими способами, ведь чем более жестоко наказывают ребенка в семье, тем более он жесток к окружающим; -не учить ребенка подавлять свой гнев, загонять его в себя. Детям нужно разрешить выражать свои чувства. -учить ребенка освобождаться от гнева, приемлемыми для наших социальных норм способами Родителям необходимо объяснить:
1. Если это возможно, сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлениями, остановить занесенную для удара руку, окрикнуть ребенка. 2. Показать ребенку неприятность агрессивного поведения, физической и вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более живым людям. 3. Установить четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нем. 4. Представить детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них эмпатии, переживания. Общая стратегия окружающих по отношению к ребенку
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ