Воспитатель : Лапоногова Ольга Анатольевна МКДОУ – детский сад «Солнышко» п.Октябрьский 2014 г.
Использование метода сказкотерапии в коррекционно – развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи.
1. Создание научно-методической и материальной базы для успешного осуществления коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста. 2. Создание комплексной модели коррекционно-развивающей деятельности специалистов. 3. Разработать комплексный план по теме: «Метод сказкотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи». 4. Разработка практических материалов для обеспечения педагогического процесса при использовании метода сказкотерапии. 5. Разработать консультации для педагогов и родителей с целью обновления и качественного улучшения речевого развития детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки.
1. Исследовательские методы: изучение и анализ психолого – педагогической и научно – методической литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, диагностирование. 2. Практические методы: упражнения, моделирование, обыгрывание проблемно – игровых ситуаций. 3. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий, видеофильмов. 4. Игровые методы: дидактическая игра, игровые действия, воображаемая ситуация, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования. 5. Словесные методы: беседа, рассказ, чтение художественной литературы, заучивание пословиц, чистоговорок, стихотворений, использование песен. 6. Графические методы: диаграммы, таблицы, рисунки, схемы.
- Основополагающий принцип – принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности каждого ребёнка и формирование способностей, интересов, склонностей, положительных взаимоотношений между детьми. - Принцип обогащения мотивации речевой деятельности. - Принцип наглядности – «золотое правило дидактики» – основная информация усваивается ребёнком через зрительное и слуховое восприятие. - Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение учебного материала идёт в определённом порядке, системе. - Принцип коммуникативно – деятельного подхода к развитию речи. - Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. Принцип интегративности – приобщение к миру литературы, искусства, народной литературы, музыки. Принцип связи с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок. Принцип осознанности предполагает осознание причинно- следственных связей в развитии сюжета. Принцип поиска ассоциаций – это вопросы «провокаторы», с помощью которых педагог учит детей находить выход из проблемной ситуации, развивает фантазию ребёнка. Принцип контрастного сопоставления – предлагает анализировать поведение и поступки других детей по алгоритму добро – зло, хорошо – плохо.
1 этап подготовительный 2 этап – основной текущий 3 этап – заключительный 4 этап - аналитический
1. Дети 2. Воспитатели 3.Родители
1. Дети 2. Воспитатели 3. Музыкальный руководитель
1. Человеческие (дети, воспитатели, родители) 2. Материальные (художественная литература, оборудование, пособия, канцелярские товары, ТСО)
Апробировав проект, я жду определённых результатов, в первую очередь создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка; совершенствование лексико-грамматических средств языка; совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; развитие диалогической и монологической речи; взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов; создание на занятиях благоприятной психологической атмосферы, обогащения эмоционально-чувственной сферы ребёнка; приобщение детей к народному творчеству.