Морозова М. В., методист ИМО УО г. Казани
План 1. Основные аспекты организации системы планирования в ДОО. 2. Алгоритм составления комплексно - тематического плана на учебный год. 3. Эффективность комплексно - тематической организации образовательного процесса в ДОУ.
В проектирование деятельности включаются все специалисты ДОО : музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель - логопед, педагоги дополнительного образования воспитатели как активные участники творческой группы учреждения. Основные аспекты организации системы планирования в ДОО
объективная оценка уровня своей работы в момент планирования ; выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно - образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями образовательного процесса в ДОУ ; четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода ; выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат. Условия, которые руководителю ДОО, старшему воспитателю или педагогу необходимо соблюдать при планировании
заблаговременное определение порядка, содержательной и тематической последовательности осуществления образовательной деятельности с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов достижения программных задач из различных образовательных областей. Планирование - это
1. Цели и задачи ( на квартал ); 2. Виды детской деятельности : а ) игровая деятельность ; б ) социальное развитие ; в ) физкультурно - оздоровительная работа ( закаливание, спорт. упражнения, подвижные игры ); г ) познавательно - практическая деятельность ( наблюдения, ознакомление, опыты, эксперименты ); д ) художественная деятельность ( речевая, театральная, музыкальная, игровая, изобразительная ); е ) элементы трудовой деятельности. 3. Работа с семьей. Традиционный перспективный план
состоит из комплекса последовательных тем с указанием их краткого содержания и временного интервала. Выбранные темы могут быть представлены также в форме проектов, сюжетов, событий, праздников и др. При определении тематики необходимо опираться на базисное содержание примерной основной образовательной программы дошкольного образования, которую коллектив выбрал для создания своей – основной образовательной программы детского сада, учитывать региональные и культурные компоненты, специфику конкретного детского сада, интересы детей. Современный комплексно - тематический план
В качестве « видов тем » могут выступать « организующие моменты », « тематические недели », « события », « реализация проектов », « сезонные явления в природе », « праздники », « традиции » и др. Примерная схема комплексно - тематического планирования образовательной деятельности как комплекс тем представлена в таблице.
неделя 1 - « Изменения в природе осенью » неделя 2 - « Человек осенью » неделя 3 – « Овощи » неделя 4 – « Фрукты » неделя 5 – « Растения нашего края осенью » неделя 6 – « Дикие животные осенью » неделя 7 – « Домашние животные осенью » Недельные темы
В соответствии с недельными темами педагогами осуществляется календарное планирование непосредственно образовательной деятельности и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов на каждую неделю.
Первый фактор – реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей ( яркие природные явления, общественные события, праздники ). Второй фактор – воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. Третий фактор – события, специально « смоделированные » воспитателем, исходя из развивающих задач, например, внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям с необычным эффектом или назначением. Четвертый фактор – события, происходящие в жизни группы, « заражающие » детей и приводящие к сохранению на какое - то время интересов, источником которых служить любимые мультфильмы, игрушечная индустрия. Темообразующие факторы по Коротковой Н. А.
Алгоритм составления комплексно - тематического плана на учебный год Общее планирование в контексте ФГОС ДО Технологии образовательной работы Образовательные области Общая цель и задачи/возрастная специфика Образовательные области Образовательная деятельность педагогов Технологии работы с детьми Виды детской деятельности
Технологии работы с детьми выделяет руководитель лаборатории развивающих технологий Ярославского ИРО, профессор Селевко Герман Константинович. Селевко Герман Константинович.
Выбор основы для построения тематического календаря Это могут быть повторяющиеся из года в год лексические темы (« Осень », « Овощи », « Домашние животные », « Транспорт » и т. д.) Выбор тем может осуществляться и по событийному принципу, основу которого составляют и праздники и важные события в жизни детско - взрослого коллектива Смешанная форма Алгоритм : первый шаг
Распределение тематики на учебный год с указанием временных интервалов. Целесообразно уделять изучению каждой темы до 2-3 недель. Вместе с тем, определенное удобство и в последующем календарном планировании, и в организации образовательной деятельности достигается при разбивке основной темы на недельные подтемы. Алгоритм : второй шаг
Описание краткого содержания, форм и видов деятельности На данном этапе нужно сделать краткую выборку задач, форм, содержательных моментов, видов деятельности из примерной основной общеобразовательной программы, на основе которой и разрабатывается комплексно - тематический план. Алгоритм : третий шаг
Планирование итоговых мероприятий по каждой из тем Это могут быть праздники, концерты, выставки детских работ, совместные коллажи, театрализованные представления, презентации, коллективные обсуждения и многое другое. Для того, чтобы не было жесткой регламентации деятельности, итоговые мероприятия можно предлагать в качестве примерных. Алгоритм : четвертый шаг
Базовый блок Развивающий бок Блок « Творчество / Коррекция » Блок рейтинговых занятий ( Рейтинг усвоения учебного материала Рейтинг личностного развития Рейтинг творческого потенциала ) Структура тематического плана ( по Алямовской В. Г.)
С позиции педагога, преимущества комплексно - тематической организации образовательной деятельности тоже очевидны : при разработке и реализации годового цикла тем достигается системность и последовательность в реализации программных задач по разным образовательным областям ; обеспечивается отсутствие перегруженности содержания в образовательной деятельности достигается преемственность и единство образовательных целей на протяжении всего дошкольного возраста Эффективность комплексно - тематической организации образовательного процесса в ДОУ