Ребенок - субъект и объект отношений Автор – Пестерникова И.М.
Субъект – это носитель предметно- практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет - объект Объект – это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность
ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ отношения субъекта к окружающему его миру людей и вещей, основанные на восприятии реальных или воображаемых объектов и возможных способов взаимодействия с ними
Младенческий возраст Субъект – младенец Объект – грудь мамы («частичный объект») Субъект – младенец Объект – одеяло («переходный объект» к установлению реальных взаимосвязей между внутренним и внешним миром человека, к целостному восприятию объекта)
Ранний возраст (установление постоянных объектных отношений) Субъект – дети Объект – игрушки и предметы- заместители (устойчивость и постоянство в познавательном и эмоциональном отношении к объекту)
Субъект –взрослый, объект – ребенок субъект – ребенок, объект - взрослый
Субъект и объект - сверстники
Дошкольный возраст Субъект - взрослый Объект - ребенок
Стили субъектно- объектной педагогической деятельности
Демократический Субъект и объект – равноправные партнеры (методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба) Характер отношений – партнерство
Авторитарный Ребенок - объект педагогического воздействия (жесткий контроль за выполнением предъявляемых требований). Характер отношений - подчинение, следование.
Либеральный Субъект (педагог) организует и контролирует деятельность детей (объектов) без системы, проявляет нерешительность, колебания. Характер отношений - отсутствие направленного воздействия.
Субъект и объект - сверстники
Вывод: Субъектно - объектные отношения человека – это прежде всего его внутренние отношения, формирование которых осуществляется под воздействием соответствующих способов восприятия мира, возникающих в раннем детстве и дающих знать о себе в жизни взрослых людей.