Презентация на тему: Игровые технологии в ДОУ Подготовила: Клеймёнова С.Г.
«Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром» Фридрих Фребель Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов.
ИГРЕ ПРИСУЩИ ЧЕРТЫ: Всё, что относится к игре, находится в едином игровом пространстве, служит средством передачи социального опыта и побуждает ребёнка к активной творческой деятельности. Взрослые являются участниками игры, права которых определены правилами игры, регулирующими их отношения.
Функции игры:
В РАБОТАХ Н. К. КРУПСКОЙ ДЕТСКИЕ ИГРЫ ДЕЛЯТСЯ НА ДВЕ ГРУППЫ: режиссерские сюжетно-ролевые театрализованные игры со строительным материалом подвижные игры дидактические игры I. Творческие игры:II. Игры с правилами:
ГЛАВНОЙ И ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЯВЛЯЮТСЯ ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ. Сюжетно-ролевая игра – одна из творческих игр. В сюжетно- ролевой игре дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.
Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на: Бытовые (игры в семью, детский сад) Производственные, отражающие профессиональный труд людей (больница, магазин, парикмахерская) Общественные (День рождения, библиотека, школа, полет на Луну)
В театрализованных играх (играх-драматизациях) актерами являются сами дети, которые берут на себя роли литературных или сказочных персонажей. Сценарий и сюжет такой игры дети не придумывают сами, а заимствуют из сказок, рассказов, фильмов или спектаклей. Задача такой игры состоит в том, чтобы, не отступая от известного сюжета, как можно точнее воспроизвести роль взятого на себя персонажа. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, изменение детской фантазией – сюжетом игры.
РАЗНОВИДНОСТЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР Спектакль – дети как актеры выполняют каждый свою роль. Настольный театр с объемными или плоскостными фигурками. Фланелеграф (показ сказок, рассказов на экране) Теневой театр Театр петрушки Театр – бибабо (на ширме) Театр марионеток (водят по сцене, дергая сверху за нитки, закрепленные на планках) Игрушки – самоделки (из бросового материала, вязаные, сшитые и др.)
ПОМИМО ТВОРЧЕСКИХ ИГР СУЩЕСТВУЮТ И ДРУГИЕ ВИДЫ ИГР, СРЕДИ КОТОРЫХ ОБЫЧНО ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ. Главная задача таких игр неукоснительно соблюдать правила, поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют его. Такие игры характерны в основном для старших дошкольников. дидактические игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка. Эти игры широко используются в детских садах как средство обучения и воспитания дошкольников. Подвижные Настольные
РАЗНОВИДНОСТЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР Игры с предметами (игрушками) – показывают, как необходимо действовать с различными предметами и знакомиться с ними. Так малыши познают цвета, форму. Настольные игры, плана «лото», «домино» - благодаря им можно развивать речевые, математические способности, внимание и логику. Игры со словами, - позволяют описать предметы, выделить признаки. Дети отгадывают предметы по описанию, ищут различия и сходства между ними.
КЛАССИФИКАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР «игры с поручением», связанные с предметами, игрушками. В них подается задание что-то сделать; «путешествия» в игре связаны с погружением в сказки, а основной целью является создание сказочной обстановки, усиление впечатлений, развитие воображения; «загадка-беседа» - позволяет развивать логику, мышление, анализ, делать вводы; «предположение» - помогает окунуться в мир будущего. Например: «Что бы я сделал?», «Кем бы был?», «Что было бы?».
ФУНКЦИИ СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ Сюжетная игра строится как цепочка условных действий с предметами. Сюжетная игра строится как цепочка специфических ролевых взаимодействий. Сюжетная игра строится как последовательность разнообразных событий.
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ Воспитатель должен играть вместе с детьми (позиция «играющий партнер») Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства На каждом этапе дошкольного детства формировать игровые умения, ориентируя ребенка на осуществление игрового действия и пояснение его смысла партнеру по игре.
ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА В ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ С ДЕТЬМИ 1. Формировать умение развертывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом-заместителем и воображаемым предметом. 2. Связывать два-три игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие.
ПРИЁМЫ РУКОВОДСТВА СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРОЙ Игры – инсценировки «Игра рядом» Совместная игра взрослого с ребенком, где взрослый партнер и носитель формируемого способа игровой деятельности.
Таким образом, к феномену игры стоит относиться как к уникальному явлению детства. Игра – это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития личности.