Музыку Чайковского знают все. Во всем мире восхищаются его операми и симфоническими произведениями. Его справедливо относят к числу величайших композиторов мира, а в Москве каждые два года проводится Международный конкурс, который носит его имя « Ч АЙКОВСКИЙ»
Возникновение цикла " Времена года " непосредственно связано с историей взаимоотношений Чайковского с семьей петербургских музыкальных издателей Бернард и их журналом " Нувеллист ». Чайковский сочинил для журнала несколько романсов и цикл « Времена года ». Названия пьес, то есть сюжетов - картинок были предложены композитору издателем. Пьесы получили поэтические эпиграфы.
У итальянского композитора Антонио Вивальди « Времена года » представлялся стихотворным сонетом, в котором раскрывалось содержание музыки. Они начинались с « Весны » и заканчивались « Зимой ». Но у Чайковского получился свой годичный цикл пьес, начинавшийся с января и завершающийся декабрём. В нём композитор передаёт состояния природы и чувства человека.
О ходе сочинения цикла сведений очень мало. В момент начала работы над ним в конце ноября 1875 года, Чайковский находился в Москве. 13 декабря 1875 года композитор писал Н. М. Бернарду ( издателю ): " Сегодня утром, а может быть и вчера еще Вам высланы по почте две первые пи эсы. Я не без некоторого страха препроводил их к Вам : боюсь, что Вам покажется длинно и скверно. Прошу Вас откровенно высказать Ваше мнение, чтобы я мог иметь в виду Ваши замечания при сочинении следующих пи эс. Если вторая пьеса покажется негодной, то напишите мне об этом Если Вы пожелаете пере сочинения " Масленицы ", то, пожалуйста, не церемоньтесь и будьте уверены, что к сроку, то есть к 15- му января, я Вам напишу другую. Вы платите мне такую страшную цену, что имеете полнейшее право требовать всяких изменений, дополнений, сокращений и пере сочинений ".
" Пора, пора ! Рога трубят : Псари в охотничьих уборах Чем свет уж на конях сидят ; Борзые прыгают на сворах." А. С. Пушкин " Охота ". Сентябрь. Охота - это слово, как и во всех других языках, означает промысел диких животных. Однако само слово происходит в русском языке от слова охота, означающего желание, страсть, стремление к чему - то.
Охота - очень характерная деталь русского быта XIX века. Этому сюжету посвящены многие страницы произведений русской литературы. Вспоминаются описания охоты о романе Л. Толстого, рассказах и повестях И. Тургенева, картины русских художников. Охота в России всегда была уделом людей страстных, сильных и проходила очень шумно, весело, в сопровождении охотничьих рогов, со множеством охотничьих собак. Охота в дворянских поместьях в XIX веке, в осенние месяцы, была не столько необходимым промыслом, сколько забавой, требовавшей от ее участников мужества, силы, ловкости, темперамента и азарта.
Музыка, рисующая образы охоты, воссоздает определенные, весьма характерные особенности тех сигналов ( и мотивов, и ритмов ), которые сопровождают настоящую охоту и без которых она немыслима. Необходимость координировать действия охотников, находящихся далеко друг от друга, заставляет использовать на охоте всевозможные духовые инструменты как наиболее громко звучащие. Композиторы издавна применялись охотничьи сигналы в самой музыке, их культивировали и разрабатывали как художественное средство. Так выработался характерный язык и стиль охотничьей музыки. Его приемы связаны и с ритмической, и с гармонической составляющими музыки.
Звучание ансамблей духовых в охотничьей музыке тоже открывает для композитора широкий простор деятельности. В каждом сочинении можно услышать гармонию охотничьей музыки, представить себе просторы и дали « золотой ход валторны ». У них радостно - приподнятое, мажорная настроение. « Золотой ход валторн » встречается и с более грустным выражением, как в данной пьесе Чайковского. Задача создания звуками ощущения большого пространства дали, атмосферы, множество эффектов эха, ярких смен громкой и тихой звучности - это важнейшие средства музыкальной выразительности при создании охотничьей темы.
Композитор проявил исключительную чуткость и вкус. Приемы так широко и досконально разработанные в предыдущие музыкальные эпохи, Чайковским было легко обозначено. Они помогают слушателю представить настроение и образы, передаваемый композитором. Так, пьеса начинается фанфарным сигналом, напоминающим охотничий рог. Эти фанфарные интонации, звучащие то в одном, то в другом регистре, создают впечатление перемещения образов в пространстве, ощущение далей, наполненных воздухом. Музыка пьесы очень изобразительная.
Пьеса « Охота »- трехчастна я она изображает торжественный, радостный, шумный выезд на охоту с призывными звуками охотничьих рогов. В средней части картина меняется : это охота с выслеживанием и погоней за дичью. « Камера » с общего плана переходит на детали, можно разглядеть предмет охоты : аккордовая фактура, яркая звучность широких пространств сменяется короткими одноголосными фразами с легкой гармонической поддержкой. Характер музыки ( как и поведение воображаемых охотников, а может быть, и их жертвы ) более затаенный все начеку … Но средняя часть не целиком такая : во второй ее половине картина постепенно оживляется, в новой ( по сравнению с первой частью пьесы ). Фанфары ( тот самый « золотой ход валторн » в минорной окраске ) звучат теперь как бы издалека, более приглушенно, несмотря на то что в нотах указано forte ( громко ). Но начиная с этого момента музыка неуклонно ведет к кульминации. Здесь в ход пущены все звуковые динамические ресурсы фортепиано : четырех звучные аккорды в обеих руках, никаких других подголосков, которые отвлекали бы от этой победоносной ритмической фигуры. И реприза настает на гребне этой динамической волны. Постепенно накал звучания спадает, и далее музыка первой части повторяется без изменения. Охота, несомненно, оказалась удачной.