О.В. Зыков директор Института Наркологического Здоровья Нации Анализ нормативно-правовой базы, касающейся вопросов оказания наркологической помощи Москва 2014 г.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пункте 2 д) предписывается «... завершить до 1 января 2016 г. модернизацию наркологической службы Российской Федерации».
Продолжается и усиливается законотворческая практика вычленения определенного сегмента наркологической патологии (наркомании) при организации наркологической помощи. Формируется процесс нормативного отделения медицинской помощи от социально-психологической реабилитации. Предпринимается попытка дезинтегрировать процесс формирования стандартов реабилитации в наркологии.
Продолжается и усиливается законотворческая практика вычленения определенного сегмента наркологической патологии (наркомании) при организации наркологической помощи. Федеральный закон от г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (в ред. Федерального закона от г. N 317-ФЗ) Глава VII «Наркологическая помощь больным наркоманией и их социальная реабилитация» Статья 54. Наркологическая помощь больным наркоманией и их социальная реабилитация Статья 55. Деятельность медицинских организаций при оказании наркологической помощи больным наркоманией Статья 56. Порядок диспансерного наблюдения за больными наркоманией и учета больных наркоманией Статья 57. Координация деятельности по оказанию наркологической помощи больным наркоманией
Формируется процесс нормативного отделения медицинской помощи от социально-психологической реабилитации. Указ Президента РФ от «О внесении изменений в Положение о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 28 июля 2004 г. 976» «…а) подпункт 3 пункта 3 изложить в следующей редакции: 3) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления: в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия их незаконному обороту; в области реабилитации (за исключением медицинской) и ресоциализации лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;…»
Предпринимается попытка дезинтегрировать процесс формирования стандартов реабилитации в наркологии. Проект закона ФСКН России «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации с целью создания Национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, допускающих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ» «…3) статью 54 дополнить пунктом 1.2 следующего содержания: … Стандарты предоставления услуг в рамках социальной реабилитации лиц, допускающих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти специально уполномоченным на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия их незаконному обороту, а также в области реабилитации (за исключением медицинской реабилитации), социальной и трудовой реинтеграции лиц, допускающих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ.»
Федеральный закон от г. N «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»
Национальный стандарт ГОСТ Р «Социальное обслуживание населения. Реабилитационные услуги лицам, зависимым от наркотических средств, психотропных веществ и алкоголя. Основные виды социальных услуг»
Отзывы регионов на запрос главного нарколога о возможности использования Национального стандарта ГОСТ Р
Федеральный закон «О техническом регулировании» от года 184-ФЗ ГОСТ Р «Стандартизация в Российской Федерации» « 8.3 Применение национального стандарта Российской Федерации, действующего в этом качестве межгосударственного стандарта или свода правил может стать обязательным для организации любой формы собственности на основании: - организационно-распорядительного документа этой организации или вышестоящей организации (или органа власти, которому подчиняется организация); - нормативной ссылки на стандарт (свод правил) в собственных стандартах организации или технической документации; - соглашений или договоров (контрактов) со ссылкой на стандарт (свод правил); - указания обозначения стандарта в маркировке продукции и/или в сопроводительной документации.»
Серия изданий «Правовая наркология» Выпуск 0. Мотивационные технологии формирования резильентности Выпуск 1. Медиация Выпуск 2. Психологическое тестирование Выпуск 3. Стандарты реабилитации Выпуск 4. Реабилитационные программы Выпуск 5. Детский реабилитационный центр Выпуск 6. Наркология. Критерии эффективности Все электронные версии выпусков серии «Правовая наркология» размещены на сайте