Педагогический совет «От формирования умений учиться к формированию ключевых компетенций»
План проведения педсовета 1. Открытие педагогического совета – директор школы Тюрина Г.Н. «Новое качество образования: компетентностно-ориентированное образование». 2. Основной доклад по теме педсовета «Ключевые компетенции и образовательные стандарты» – Малыгина Н.Н., заместитель директора по УВР. 3. Выступление педагогов: «Формирование компетенций ученика через внеклассную деятельность» - Павлова И.А., заместитель директора по ВР. «Формирование ключевых компетенций учащихся через применение современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы» - учитель русского языка и литературы Новикова М.Г. «Формирование ключевых компетенций через проектную и исследовательскую деятельность учащихся (опыт работы Научного общества учащихся школы)» - Салмина И.В., учитель физики. 4. Принятие решения педагогического совета.
Стратегия модернизации российского школьного образования определяет следующие цели: 1) развитие самостоятельности учащихся, их способности к самоорганизации; 2) формирование высокого уровня правовой культуры и принятие основополагающих правовых норм; 3) готовность к сотрудничеству, формирование опыта созидательной деятельности; 4) воспитание терпимости к чужому мнению, умения вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Ключевые компетенции: информационная, социально-правовая, коммуникативная.
Компетентностный подход в образовании предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. Цель школы формирование ключевых компетентностей.
В «Концепции модернизации российского образования» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования».
Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность – круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен, разбирается профессионально, со знанием дела. Компетентный человек – знающий, осведомленный, авторитетный специалист.
Ценностно-смысловые компетенции: способности ученика ориентироваться в мире, понимать мир живой и неживой природы, общества и человека; способности принимать человека, как высшую ценность; способности осознавать своё место в жизни, роль и предназначение; способности ставить цели, «выстрадывая» смыслы своих действий, ценностные установки при принятии жизненно важных решений; способность к освоению механизмов самоопределения в разных ситуациях учебной и иных видов деятельности; способность к активному участию в выстраивании программы своей жизнедеятельности.
Общекультурные компетенции: Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры. Опыт освоения учеником картины мира. Владение эффективными способами организации свободного времени.
Учебно-познавательные компетенции: Знания и умения целеполагания, планирования, анализа, организации, рефлексии, самооценки учебно- познавательной деятельности; Владение способами поиска знаний из разных источников, в том числе из реальной практики; Владение приёмами действия в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем; Умение отличать факты от домыслов, критически оценивать разные интерпретации фактов; Владение методами познания, в том числе методами измерения, вероятностными, статистическими методами.
Информационные компетенции обеспечивают умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир), современных информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет).
Коммуникативные компетенции: Знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и отдалёнными людьми и событиями; навыки иноязычного общения и взаимодействия в виртуальных сообществах; Владение навыками работы в группе, освоение различных социальных ролей в коллективе; уважение и принятие другого; Умение представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию; Владение способами поведения в конфликте и их погашением; Знание и соблюдение традиций, ритуалов, этикета.
Социально-трудовые компетенции: Проявляются как владение знаниями и опытом в сферах: гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя); в социально-трудовой сфере (пользование правами потребителя, покупателя, клиента, производителя; гибкость в отношении вновь появляющихся требований и изменений; умение наглядно и убедительно проводить презентацию своих идей; владеть навыками самоорганизации); в сфере семейных отношений и обязанностей; в вопросах экономики и права (умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике деловых взаимоотношений, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой); в области профессионального самоопределения.
Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки: Способность ценностно-смысловой ориентации в мире (понимание ценности бытия, жизни, здоровья; ценности культуры, науки, производства, истории цивилизации, собственной страны, религии); Способность к рефлексии (осознанию, осмыслению, прогнозированию процесса и результатов своей деятельности и поведения); Владение способами самопознания, самосовершенствования, формирования психологической грамотности, культуры мышления и поведения; Способность принимать себя как свободного и ответственного, уверенного в себе человека, обладающего чувством собственного достоинства.
Портрет выпускника начальной школы Любознательный, интересующийся, активно познающий мир Владеющий основами умения учиться Любящий родной край и свою страну Уважающий и принимающий ценности семьи и общества Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, Умеющий высказать свое мнение Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих Портрет выпускника основной школы любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством; уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни; ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека.
В наших руках возможность формировать личность: любознательную, интересующуюся, активно познающую мир; умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности; уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа; доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё и чужое мнение; готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
Проект решения педсовета. Определить как одну из приоритетных задач школы - создание условий для перехода от умения учиться к формированию ключевых компетенций. Обобщить имеющийся опыт по использованию в образовательном процессе технологий учебного проектирования, технологии «портфолио ученика», методов личностно-ориентированного и интегративного образования. С ноября по март месяц организовать работу в ШМО по изучению теоретического материала по компетентностному подходу в образовательном процессе. Отразить в тематическом планировании на новый учебный год компетентностный подход к организации обучения: изменение с учётом практико-ориентированной направленности формулировки тем; увеличение удельного веса самостоятельной работы учащихся; планирование как обязательного результата обучения в рамках факультативов учебных проектов и исследовательских работ. Провести на ШМО занятия по сравнительному изучению новых образовательных стандартов (в контексте: ЗУНы - компетенции).