СОЦИАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА ИГУМНОВА Е.А., докт. пед. наук профессор кафедры педагогики, руководитель лаборатории экологического образования ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 1
СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭО Потребностями: устойчивого развития общества и сохранения природы обеспечения экологической безопасности для человека роста гражданских природоохранных инициатив Мировое сообщество Россия Регионы РФ 2
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Конституция РФ (ст. 42) Указ Президента РФ 889 от г. «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента РФ 537 от 12 мая 2009 г.) Основы государственной политики в области экологического развития РФ до 2030 г. (Указ Президента РФ Пр-102 от 30 апреля 2012 г.) 3
ФЗ «ОБ ОСНОВАХ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РФ» Статья 5. Цели и задачи общественного контроля 2. Задачами общественного контроля являются: 1) формирование и развитие гражданского правосознания 4) реализация гражданских инициатив, направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных НКО 4 Принят от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ
СТРАТЕГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗАБ. КРАЯ 5
АКТУАЛЬНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭО Государственная образовательная политика (экологическая культура – личностный результат в ФГОС) ФГОС: НОО Основы экологической грамотности ФГОС: ООО Основы экологической культуры ФГОС: С(П)ОО Экологическая культура непрерывность 6
ПРОТИВОРЕЧИЯ Социальная ЗНАЧИМОСТЬ И ПОТРЕБНОСТЬ в реализации ЭО в соответствии ФГОС и запросами демократического общества 7 РЕАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ПРАКТИКИ: 1)В ДО эко направленности – 5% школьников от общего числа детей, занятых в системе ДО 2)Внеурочная деятельность в школе не имеет достаточной финансовой поддержки 3)Слабо развито детское и взрослое общественное экологическое движение 4)Недостаточный опыт личного участия учителей в общественных инициативах и деятельности НКО 5)Школьные лесничества как детские объединения в г. Чите существовали до XXI в.
МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ экологического образования в школе 8 Формы реализации ЭО Методы – диалог Содержание ЦЕЛЬ : создание условий для формирования экологической культуры и созидательной активности учащихся в воспитательной системе школы посредством социального партнерства ИНВАРИАНТ (ФГОС) ВАРИАТИВ (социоприродное окружение ОУ) Предметы ФГОС Интегрированные курсы, факультативы Внеурочная деятельность и детское объединение –школьное лесничество Проекты, исследования, акции и т.д. РЕЗУЛЬТАТ: повышение уровня экологической культуры и созидательной активности учащихся
СОЦИАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ: уровень уч-ся 9 Рост созидательной активности обучающихся, приобретение ими социальных знаний и опыта самостоятельного социального действия, умений работать в команде Повышение уровня экологической культуры учащихся Участие в детском самоуправлении и разнообразной деятельности детского объединения – школьного лесничества «Лесная страна» Выход в городское, региональное и российское образовательное пространство: Слёт, НПК, Конкурсы, Форум и др. Профессиональное самоопределение
СОЦИАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ 10 УРОВЕНЬ РОДИТЕЛЕЙ: удовлетворенность созданными в школе условиями для внеурочной деятельности, включая летний отдых УРОВЕНЬ ШКОЛЫ и МБОУ ДОД «ГДЮЦТиК»: статус городского инновационного проекта система совместной деятельности (интеграция), ПК педагогов УРОВЕНЬ ЗАБГУ: проведение социокультурных практик и организация волонтерской деятельности студентов со школьниками участие в НИРС УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНЫХ ПАРТНЕРОВ: создание городского школьного лесничества привлечение внимания населения к экологическим проблемам отработка технологий взаимодействия УРОВЕНЬ КОМИТЕТА ОБРАЗОВАНИЯ: трансляция опыта воспитательной работы, в т.ч. научно-методического обеспечения
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ : уровень ОУ 1)Дальнейшее развитие детского объединения и вхождение его во всероссийское экодвижение 2)Развитие тьюторской практики в деятельности детского объединения 3)Создание портфолио детского объединения «Лесная страна», а также портфолио педагогов и обучающихся 4)Активизация участия родителей в школьных экологических проектах 5)Создание профильного класса по лесохозяйственному профилю 6)Создание современной инфраструктуры – школьного музея природы 7)Стимулирование участия школьников в мероприятиях разного уровня 8)Разработка научно-методического обеспечения 11
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ : уровень региона Название инновационного проекта: «ФОРМИРОВАНИЕ СОЗИДАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДЕТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В РЕГИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ» Организация-заявитель – консорциум организаций по реализации проекта: Забайкальский государственный университет Центр детско-юношеского туризма и краеведения г. Читы Средняя общеобразовательная школа 25 г. Читы Забайкальский краевой институт ПК и профессиональной переподготовки работников образования Забайкальский детско-юношеский центр 12
Спасибо за внимание ! Приглашаем к сотрудничеству!!! ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ