Формирование ключевых компетенций Щепанцова Е.И., учитель английского языка МБОУ Нижнеингашская СОШ г. ФГОС
Компетенция –круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом (лат.). Компетентность –уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.
Компетенции Виды компетенций Ключевые Предполагают формирование способностей у учащегося находить и применять нужную информацию; работать в команде; быть готовым к постоянному учению и переучиванию. Общепред- местные Относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей. Предполагают формирование способностей у учащегося решать проблемы на основе известных фактов, понятий из различный образовательных областей. Предместные Имеют конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов. Предполагают формирование способностей у учащегося привлекать для решения проблем знания, умения, навыки конкретного учебного предмета.
Доктор педагогических наук, академик Международной педагогической академии, Хуторской А. В. приводит перечень ключевых компетенций, основанных на главных целях общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.
Виды компетенций Характеристика компетенции Учебно- познавательные Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Знание и умение организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности
Виды компетенций Характеристика компетенции Учебно- познавательные Овладение креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
Виды компетенций Виды деятельности Учебно- познавательные Целеполагание Самооценка Конспектирование, работа с учебником Работа над рефератом Участие в экскурсии Проблемно – ориентированная дискуссия Альтернативное решение задач Задания с ограничением по времени Задания открытого типа Учебные задачи с недостаточным условием Проведение экспериментов Изготовление приборов и т.д.
Виды компетенций Характеристика компетенции Ценностно- смысловые Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
Виды компетенций Виды деятельности Ценностно- смысловые Участие в проектах Дидактическая игра Метод проб и ошибок (самокритика, самоанализ) Участие в конкурсах разного уровня, научно-практических конференциях социологический опрос, интервьюирование Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Виды компетенций Характеристика компетенции Обще- культурные Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно- досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
Виды компетенций Характеристика компетенции Коммуника- тивные Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
Виды компетенций Виды деятельности Коммуника- тивные Участие в обсуждении вопросов семинаров, конференций Выступление на конференции Выступление с сообщением Взаимоконтроль Участие в дискуссии Участие в анкетировании Собеседование Ролевые игры, суд, дискуссии, диспуты Подготовка заметок и статей в СМИ с учетом целевой аудитории Коллективное целеполагание Работа в группах Кейсы Фронтальный опрос с обсуждением мнений Коллективные проекты
Виды компетенций Характеристика компетенции Информаци- онные При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем и т.п. и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее (т.е. обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире).
Виды компетенций Виды деятельности Информаци- онные Поиск информации в библиотеке Поиск информации в электронных энциклопедиях Поиск и использование информации из Интернета Создание презентации Создание буклета Задания на поиск информации с избытком информации (отделить значимую информацию) Задания на упорядочение информации (выстраивание логических связей) Оформление стенда, стенгазеты, брошюры Подготовка доклада, сообщения Исследовательские работы
Виды компетенций Характеристика компетенции Компетенции личностного самосовершенствования Освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения
Виды компетенций Характеристика компетенции Компетенции личностного самосовершенствования К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, психологическая грамотность, культура мышления и поведения, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. основы безопасной жизнедеятельности личности.
Виды компетенций Характеристика компетенции Социально- трудовые Владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.
Виды компетенций Характеристика компетенции Социально- трудовые Сюда входят умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
Работа в группах Задание: Соотнесите виды деятельности с четырьмя видами ключевых компетенций: ценностно-смысловыми, учебно- познавательными, информационными, коммуникативными компетенциями и проверьте себя:
Ключевые компетенции Виды деятельности 1. Участие в конкурсах разного уровня, научно- практических конференциях. 2. Участие в проектах. 3. Проведение социологического опроса, интервьюирование. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
Ключевые компетенции Виды деятельности 1. Проведение экспериментов. 2. Конспектирование. 3. Работа с учебником. 4. Фотографирование объектов. 5. Работа над рефератом. 6. Участие в экскурсии. 7. Изготовление приборов Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.
Ключевые компетенции Виды деятельности 1. Поиск информации в библиотеке. 2. Поиск информации в электронных энциклопедиях. 3. Поиск информации в школьной медиатеке. 4. Использование информации из Интернета. 5. Создание презентации. 6. Создание буклета. Информационные компетенции Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
Ключевые компетенции Виды деятельности 1. Участие в обсуждении вопросов семинаров, конференций. 2. Выступление на конференции. 3. Выступление с сообщением. 4. Взаимоконтроль 5. Участие в дискуссии. 6. Участие в анкетировании. 7. Собеседование. Коммуникативные компетенции. Знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.
Литература Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. // Интернет-журнал "Эйдос"