ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД Технология системно - деятельностного обучения на уроках информатики Деятельностный подход – это планирование и организации учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней самостоятельной познавательной деятельности ученика.
Только с помощью действия можно включить ученика в образовательный процесс. В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, что бы уметь решать любые задачи.
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие. Меняется роль учителя. Из передатчика информации и контролёра, учитель «превращается» в организатора, координатора, помощника, консультанта который обеспечивает, сопровождение самостоятельной деятельности школьников. При подготовке к уроку информатики основным видом деятельностного подхода является содержательный и технологический аспект. Учебным действием является лишь то действие, которое «цепляет» ум ученика.
Использование различных форм практических работ. Традиционные методы системно – деятельностного обучения: - практикумы по решению задач, эта форма, позволяет сформировать и закрепить у учеников умение решать задачи по различным темам курса, помогает подготовить учащихся к сдаче экзаменов; - лабораторные работы, это самая распространенная форма, все ученики одновременно работают на своих рабочих местах с соответствующими программными средствами. Роль учителя - оперативная оказание помощи; - эксперименты, это работа направлена на установление ранее неизвестного факта практическим путём По направлению учебной деятельности учащихся: - обучающая практическая работа, используется для изучения нового материала или освоения новых компьютерных технологий; - закрепляющая практическая работа, призвана закрепить имеющиеся у учеников практические умения в работе с ИКТ;; - контролирующая практическая работа, позволяющая продемонстрировать учащимся сформированные умения, учителю оценить их уровень. По организации практические работы могут быть: - индивидуальные, это работы, в ходе которых происходит развитие способности у ученика в использовании средств ИКТ; развивается активная позиция учащегося и закрепляется у него чувство уверенности в своих силах; учитель, выступая в роли консультанта; - групповая работа, развивает у учащихся коммуникативные способности, толерантность, умение работать в команде. Исполняет роль консультанта ученик с повышенным уровнем подготовки и мотивации, усвоение знаний и умений происходит в результате общения слабого ученика с более подготовленным; - фронтальная работа, это работа под руководством учителя, которая позволяет реализовать приём «Делай как я», т.е. предоставляет возможность воспроизведение учащимся деятельности, которая демонстрируется учителем. - коллективные работы, это работы в которых принимает участие весь класс и результат работы общий продукт. Используется мной в основном в старших классах.
Педагогический опыт показывает, что, реализуя деятельностный подход на уроках информатики : -активизируется познавательная деятельность учащихся на творческой основе; -учащиеся овладевают компьютерной грамотностью; - в процессе обучения происходит присвоение новых знаний; - своевременно оказывается коррекция знаний и умений учащихся; - актуализируется мыслительная деятельность школьников.