Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования (ФГОС ДО)
Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции РФ, Законодательства РФ и обеспечивает возможность учета региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов России при разработке и реализации образовательной программы. ФГОС ДО
Создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности. Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. Создавать возможности для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы. Основные положения ФГОС ДО по взаимодействию с родителями:
Целостное представление о ребенке дошкольного возраста. Формируя определенный навык или умение, важно ориентироваться на целостное представление о ребенке и учитывать психологические закономерности развития в конкретном возрастном периоде. Психологические основы системы дошкольного образования
Представления о целостной жизнедеятельности ребенка. Ребенок получает знания не только в процессе образовательной деятельности, но и в свободных видах деятельности, развлекательных мероприятиях. Дошкольное образование не должно ограничиваться только семьей и детским садом. Важно взаимодействие, сотрудничество семьи и образовательной организации, учет всех аспектов жизнедеятельности ребенка. Психологические основы системы дошкольного образования
Представления об индивидуальных траекториях развития и особенностей поведения дошкольников (что хорошо для одного ребенка, не подходит для другого). Психологические основы системы дошкольного образования
Дошкольник должен учиться взаимодействовать со взрослыми и детьми, научиться общаться, освоив разные роли в процессе общения, приобрести опыт совместной деятельности. В основе этого процесса – индивидуальная деятельность ребенка, которая обеспечивает необходимые условия для адекватного возрасту функционирования нервной системы, позволяет ему расслабляться, отдыхать от сверстников, анализировать и планировать собственную деятельность. На определенном этапе развития индивидуальная деятельность переходит в совместную деятельность детей и их общение. Именно общение обеспечивает ребенку культурное развитие, т.е. то, чему человек учится, чтобы управлять собственными психическими процессами, своим поведением. Культурный человек – это человек, который умеет управлять самим собой, собственной деятельностью. Основной результат образования – это развитие, а не знания, умения и навыки. Особую значимость представляет общение.
Первое условие: родители должны стать активными партнерами детского сада, что позволит создать единую образовательную среду и социальную ситуацию развития, необходимые ребенку. Управление своими эмоциями
Второе условие: учитывать особенности обучения детей дошкольного возраста. Есть два пути обучения: спонтанный, когда человек учится по собственной программе, и реактивный, когда он способен обучаться по программе другого. Дошкольник учится спонтанно и в основном тому, что считает нужным и интересным. Взрослый должен придумывать такие ситуации, в которых у дошкольника возникает мотив обучения. Управление своими эмоциями
Третье условие: наличие детской игры – ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Без игры нельзя построить систему значимого для ребенка обучения. Игра создает условия для формирования и развития психики и личности ребенка. Управление своими эмоциями
Современным детям очень недостает эмоций. У них преобладает однообразная деятельность, которую они часто выполняют автоматически. Чтобы малыш развивался, надо жить вместе с ним эмоционально насыщенной жизнью, что является важным фактором развития эмоционально- личностной сферы детей. Знакомясь с разнообразными чувствами, ребенок овладевает и своими эмоциями, учится ими управлять. Эмоции
Игра обеспечивает развитие волевых качеств личности ребенка. Участие в игре предполагает реализацию произвольного поведения. Ребенок сам решает, играть ему или не играть, реализовывать свои личные желания и интересы или подчинять их правилам игры. Организуя жизнедеятельность ребенка дошкольного возраста, необходимо целенаправленно создавать условия и ситуации, в которых он мог бы проявлять волевое усилие. Работая над развитием воли, надо заниматься тем, что не получается, что трудно, при этом помогая ребенку осмысливать его волевые усилия. Развитие волевых качеств
Еще одна психологическая закономерность, значимая для развития дошкольного образования, касается центрального новообразования дошкольного возраста – воображения. Оно возникает и развивается в игре. Другой вид воображения, не смыслового, как в игре, а объективного и предметного, развивается и реализуется в продуктивных видах деятельности. Воображение
Требования ФГОС ДО к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Это социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования. Целевые ориентиры дошкольного образования
Овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.; может выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов; Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования (7-8 лет)
Уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Он способен договариваться, учитывать интересы и чувства других людей, сопереживать их неудачам и радоваться успехам, стараться разрешать конфликты; Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования (7-8 лет)
Обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, способность к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в т.ч. игровую и учебную. Творческие способности так же проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т.п. Может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования (7-8 лет)
Хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, желания, чувства; использует речь для построения речевого высказывания в ситуациях общения, может выделять звуки в словах, складываются предпосылки грамотности; Подвижен, вынослив, владеет основными движениями и может контролировать и управлять ими, развита крупная и мелкая моторика; развита потребность бегать, прыгать, мастерить поделки из разных материалов и т.п. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования (7-8 лет)
Способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, может преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело, следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены; Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования (7-8 лет)
Проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? Почему? Зачем?) пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. Способен самостоятельно принимать решения, опираясь на свои знания и умения в различных сферах деятельности. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования (7-8 лет)
Эти характеристики являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального образования, успешной адаптации к условиям жизни в школе и требованиям учебного процесса. Степень развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования может существенно варьироваться у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей конкретного ребенка.