Приобщение детей к исследовательской работе по краеведению в школьной библиотеке
Пояснительная записка исследовательская деятельность эффективный способ образовательной деятельности для ученика. обучающийся учится делать выбор, нести ответственность за начатое дело и результат.
Цель: Приобщение детей к исследовательской работе по краеведению в школьной библиотеке
Задачи: 1. Формирование умения работать с рекомендованной литературой. 2. Формирование умения критически осмысливать материал, представленный в книге. 3. Формирование умения самостоятельно сопоставлять понятия и факты. 4. Формирование умения делать собственные выводы определяя верность или ложность того или иного понятия. 5. Формирование умения чётко и ясно излагать свои мысли.
Планируемые результаты исследовательской работы по краеведению 1. познавательные – умение добывать знания из различных источников информации; 2. профессиональные – умение погружаться в проблему, начинать исследование, работать «под заказ», принимать решения в условиях неопределенности; 3. социальные – готовность к выполнению разных ролей: наблюдатель, участник, организатор, лидер, член органов самоуправления; 4. личные – опыт конструктивного общения, взаимодействия, работы в команде; 5. культурная – организация и проведение творческих дел.
Критерии оценки исследовательских краеведческих работ Четкость формулировок целей и задач исследования. Обоснованность выбора темы, ее актуальность и значимость. Степень раскрытия темы. Логичность изложения, содержательность работы, грамотность. Краеведческий характер и новизна исследования, личный вклад в изучение темы. Соответствие полученных результатов исследования поставленным целям и задачам. Использование в работе научно-справочных материалов. Оформление работы (титульный лист, техника исполнения, иллюстрации)
Формы подведения итогов: 1.Реферат. 2. Доклад 3. Организация встречи с интересными людьми. 4. Презентация продукта. 5. Участие в научно-практической конференции.
Содержание изучаемого курса тема Земляки. Знаменитые люди. Родная школа. История и традиции.
Виды деятельности Изучение печатных изданий; исследование биографий талантливых людей; Опрос населения, анкетирование. Переписка с земляками. Встречи с интересными людьми. Обработка и описание данных. Подведение итогов и выводы. Оформление исследовательской работы. Представление работы.
методы Теоретические: (изучение, обобщение, анализ). Эмпирические: (диалогические методы, методы обработки данных). Метод обработки данных.
Последовательность действий при изучении краеведческого объекта Выбор темы, определение целей и задач исследования. Разработка и принятие общего плана работы. Подготовка программы сбора материала. Определение форм, методов и приемов работы. Определение итогов работы по каждому разделу плана / выпуск рукописной книги, журнала, альбома, написание летописи, подготовка очерка, доклада, реферата, проведение вечера, конференции, викторины, олимпиады, оформление витрины, краеведческого уголка, музея. Изучение опубликованной литературы и других источников по теме исследования. Выявление и изучение документальных источников, хранящихся в местных архивах и музеях. Выявление участников исторических событий, их очевидцев и ветеранов, старожилов. Консультация, координация и контроль учителя за работой учащихся. Сбор, описание и изучение предметов материальной и духовной культуры. Проверка достоверности собранного материала. Обработка, систематизация оформление собранного материала.
Исследовательский метод в обучении:
Список литературы 1. Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. – – С Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. – СПб.: Речь, Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать: Управленческий аспект: Страницы, написанные консультантом по управлению и директором школы. – М.: 5 за знания, – 352 с. 4. Кузнецова И.А. Краеведческие чтения как способ активизации учебной деятельности школьников // Исследовательская работа школьников. – Леонтович А.В. Концептуальные основания моделирования исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – – С Леонтович А.В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, – С Леонтович А.В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – – С Леонтович А.В. Разговор об исследовательской деятельности: публицистические статьи и заметки / Под ред. А.С. Обухова. – М.: Журнал «Исследовательская работа школьников», – 112 с.