Реализация ФГОС ООО: ИКТ- компетенции на уроке и во внеурочной деятельности
ПРОГРАММА «Повышение качества обученности школьников в условиях ИКТ- насыщенной среды образовательного учреждения» на 2012 – 2015 годы
Состав и характеристики основных компонентов ИКТ-компетентности В начальной школе в рамках основной образовательной программы формировалась ИКТ- грамотность младших школьников. Именно на основе достижений младших школьников в области ИКТ строится модуль для основной школы. ИКТ-грамотность – это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и сетей для получения доступа к информации, управления ею, её интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе.
Перечень навыков и умений в порядке сложности познавательных (когнитивных) действий, необходимых для овладения ИКТ-грамотностью Определение информации – способность использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой информации. Доступ к информации – умение собирать и извлекать информацию. Управление информацией – умение применять существующую схему организации или классификации. Интегрирование информации – умение интерпретировать и представлять информацию. Оценивание информации – умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации. Создание информации – умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая её. Передача информации – способность должным образом передавать информацию в среде ИКТ.
Выпускник получит возможность научиться (УУД):
Обращение с устройствами ИКТ 1. Правильно включать и выключать устройства ИКТ. 2. Соединять устройства ИКТ с использованием проводных и беспроводных технологий. 3. Входить в ОС и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами. 4. Осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет. 5. Выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами.
Фиксация изображений и звуков 1. Осуществлять фиксацию изображений и звуков в ходе процесса обсуждения, проведения эксперимента, фиксацию результатов проектной деятельности. 2. Проводить обработку цифровых фотографий, звукозаписей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать презентации. 3. Осуществлять видеосъемку и проводить монтаж отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов.
Создание письменных сообщений 1. Создавать текст на русском языке, осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора. 2. Сканировать текст и осуществлять распознавание сканированного текста. 3. Использовать средства орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке. 4. Создавать текст на основе расшифровки аудиозаписи, в том числе нескольких участников обсуждения, осуществлять письменное смысловое резюмирование высказываний в ходе обсуждения.
Создание графических объектов 1. Создавать различные геометрические объекты с использованием с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов. 2. Создавать диаграммы различных видов в соответствии с решаемыми задачами. 3. Создавать специализированные карты и диаграммы: географические, хронологические. 4. Создавать графические объекты проведением рукой произвольных линий с использованием специализированных компьютерных инструментов и устройств.
Коммуникация и социальное взаимодействие 1. Выступать с аудио видео поддержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией. 2. Участвовать в обсуждении (аудио видео форум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернет. 3. Использовать возможности электронной почты для информационного обмена. 4. Вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета. 5. Соблюдать нормы информационной культуры, этики и права. 6. С уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.
Поиск и организация хранения информации 1. Использовать различные приемы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска. 2. Использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг. 3. Формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете.
Анализ информации, математическая обработка данных в исследовании 1. Вводить результаты измерений и другие цифровые данные для их обработки, в том числе статистической визуализации. 2. Строить математические модели. 3. Проводить эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях по естественным наукам, математике, информатике.
Моделирование, проектирование и управление 1. Моделировать с использованием виртуальных конструкторов. 2. Конструировать и моделировать с использованием материальных конструкторов с компьютерным управлением и обратной связью. 3. Моделировать с использованием средств программирования. 4. Проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать своё время с использованием ИКТ.
Формирование у школьников ИКТ-компетентности требует от учителей использования специальных методов и приёмов: 1. Учитель должен быть настроен на формирование этой компетентности (т.е. помнить о ней всегда). 2. Потребуется изменение дидактических целей типовых заданий, которые вы обычно даёте своим детям (целей будет как минимум две: изучение конкретного учебного материала и формирование ИКТ- компетентности). 3. На уроках следует выделять время для самостоятельной работы с текстом с дальнейшим групповым обсуждением. 4. Формированию ИКТ-компетентности помогает использование активных методов обучения (групповая или командная работа, деловые и ролевые игры и т.д.)