Международные исследования качества образования И.К. Круглинский ФГБУ «Информационно- методический центр анализа» 1
Участие России в международных исследованиях качества образования 1. TIMSS – международное мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования (Trends in Mathematics and Science Study), учащиеся 4, 8 и 11 классов 2. PISA - международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment); математическая и естественнонаучная грамотность, грамотность чтения, решение проблем, учащиеся 15-летнего возраста 3. PIRLS – международный проект «Изучение качества чтения и понимания текста» (Progress in International Reading Literacy Study), учащиеся 4 классов. 2
Участие России в международных исследованиях качества образования 4. ICCS - международное исследование качества гражданского образования, учащиеся 8-го класса 5. ICILS - международное исследование информационной и компьютерной грамотности,, учащиеся 8-го класса 6. PIAAC - международное исследование навыков и компетенций взрослого населения трудоспособного возраста 7. AHELO - международное исследование профессиональной компетентности выпускников высших учебных заведений 3
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на годы 4
Результаты TIMSS Года участия: 1995, 1999, 2003, 2007, 2008, 2011, 2015 В 2011 году результаты российских школьников 4 и 8 классов существенно превышают средние международные результаты и по математике, и по естествознанию. 4 класс По математике – 542 балла (10-е место в рейтинге 50 стран); по естествознанию – 552 балла (4-е место в рейтинге из 50 стран). 8 класс По математике – 539 баллов (6-е место в рейтинге среди 42 стран); по естествознанию – 542 балла (7-е место в рейтинге из 42 стран). 5
Результаты PIRLS Года участия: 2001, 2006, 2011, 2016 В 2001 г место среди 35 стран. В 2006 г. – 1 место среди 40 стран. В 2011 г. – 2 место среди 45 стран (нет статистически значимой разницы в результатах 4-х лидирующих стран: Гонконг, Россия, Финляндия и Сингапур). 6
Результаты PISA Года участия: 2000, 2003, 2006, 2009, 2012; 2015 В 2012 году наметились положительные тенденции в результатах российских учащихся 15-летнего возраста практически по всем направлениям функциональной грамотности. По сравнению с предыдущим циклом исследования в 2012 году повысились средние результаты российских учащихся 15- летнего возраста по стране: по математической грамотности на 14 баллов (с 468 до 482 баллов) место в рейтинге из 65 стран; по читательской грамотности на 16 баллов (с 459 до 475 баллов) место в рейтинге из 65 стран; по естественнонаучной грамотности на 8 баллов (с 478 до 486 баллов) место в рейтинге из 65 стран. 7
Изменение результатов российских учащихся в международных сравнительных исследованиях за период с 1995 по 2012 годы 8
Анкеты для участников 9
Анкеты для участников и администрации 10
Международные исследования Содержание Проведение исследования Проверка результатов 11
Международные исследования Содержание Отсутствие глубокого содержательного анализа Особенности разработки заданий Отсутствие практики работы с тестами данного типа 12
Международные исследования Содержание TIMSS. 4 класс. Математика 13
Международные исследования Процедура проведения Отсутствие нормативной правовой базы Проведение исследования администрацией образовательной организации Следствие: Имеют место факты замены участников исследования, результаты исследований в отдельных слабых школах выше чем в элитных городских лицеях 14
Международные исследования Обработка результатов Задания с открытым ответом проверяются узким кругом российских экспертов по критериям оценивания. 15
Качество образования в Российской Федерации Результаты национальных исследований качества образования Результаты государственных итоговых аттестаций Результаты международных исследований 16
Перспективы Инициирование Россией проведения международного исследования или международной олимпиады Возможные участники: страны таможенного союза, страны СНГ, страны БРИКС, … Возможная область: информатика и информационные технологии 17
Спасибо за внимание! И.К. Круглинский ФГБУ «Информационно- методический центр анализа» 18