Вводные слова урок русского языка в 8 классе Составила: Тарасенко С.И. учитель русского языка Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пос. Известковый Амурского района Хабаровского края
Цели занятия продолжить формирование представления о вводности как грамматической категории; формировать умение понимать различие в смыслах, возникающих при замене одного вводного слова другим и умение выразительно интонационно правильно читать предложения; закрепить знания о группах вводных слов по значению.
Теоретическая разминка Задание. Давайте вспомним семантические группы вводных слов. Дополните верным значением. 1. К сожалению, к несчастью, к счастью, к радости – ввс, выражающие………… 2. Говорят, по-моему, по-твоему, по прогнозу синоптиков – ввс, указывающие на…………… 3. Конечно, несомненно, бесспорно, очевидно, вероятно – ввс, выражающие……………. 4. Во-первых, во-вторых, следовательно, итак, впрочем – ввс, указывающие на ……. 5. По правде сказать, честно говоря, смешно подумать – ввс, выражающие ……………………
Проверка 1.………чувства 2.………источник сообщения 3.………оценка реальности 4.………связь мыслей 5.………экспрессивность
Работа с текстом Задание. Прочитайте выразительно, выпишите вводные слова, определите, к какой семантической группе они относятся. (1) Несомненно культура речи – понятие многозначное. (2) Одна из основных задач культуры – это конечно охрана литературного языка. (3) Действительно соблюдение языковой нормы – дело национальной важности, так как литературный язык- это безусловно именно то, что объединяет нацию.
Работа с текстом Задание. Прочитайте выразительно, выпишите вводные слова, определите, к какой семантической группе они относятся. (4) Создание литературного языка дело отнюдь не простое. (5) Литературный язык без всякого сомнения не одно и то же, что язык художественной литературы. (6) Другими словами литературный язык – это явление особое. (7) Наконец без его овладения нельзя считать себя культурным.
Проверка 1. Несомненно, …………………………….. 2. ………………, конечно,………………….. 3. Действительно,………, безусловно,… …….., без всякого сомнения,……….. 6. Другими словами,……………………… 7. Наконец,…………………………………..
Синтаксический разбор Задание. Спишите, знаки не расставлены Без сомнения читая вы повышаете свою грамотность и конечно прививаете вкус к языку.
Проверка Задание. Спишите, знаки не расставлены Без сомнения, читая, вы повышаете свою грамотность и, конечно, прививаете вкус к языку. (Повеств., невоскл., простое, двусост., полное, распр., осложнено ввс «без сомнения», одиночным деепричастием «читая», вводным словом «конечно»).
Тест 1 Задание. Выпишите предложение с вводным словом 1)Вода была теплой. 2)Вода казалась теплой. 3)Вода казалось была теплой. 4)Вода казалась слегка теплой.
Тест 2 Задание. Выпишите предложение с вводным словом 1. Всем известно, что он молодой. 2. Известно, что он молодой. 3. Известно, он молодой. 4. Он известно молодой.
Тест 3 Задание. Выпишите предложение с вводным словом 1) Я едва ли зайду завтра. 2) Я конечно зайду завтра. 3) Я вряд ли зайду завтра. 4) Я обязательно зайду завтра.
Проверка А (ввс «казалось») А ( ввс «известно») А ( ввс «конечно»)
Слова-омонимы Задание. В чем разница? Аргументируйте. 1) Эта безлунная ночь казалось была все так же великолепна, как и прежде. (И.Тургенев) 2) Темное небо над освещенной улицей казалось черным, тяжелым пологом. (И.Бунин)
Справка Кажется (казалось) – (синоним) – может быть - вводное слово. Кажется (казалось) – (синоним) – выглядит – член предложения (входит в состав сказуемого)
Слова-омонимы Задание. Расставьте знаки препинания, подчеркните, где надо, член предложения. 1)Вы верно недавно на Кавказе? ( М.Лермонтов) 2) «Слушай, - обратился Ваня к своему спутнику,- мы верно пошли?» ( Л. Кассиль)
Справка Верно-(синоним) правильно – наречие, член предложения. Верно- (синоним) наверное- вводное слово, подвергает высказывание сомнению.
Различайте ввс и чп Задание. Выпишите только те предложения, в которых есть вводные слова, докажите. 1. Из окна хорошо видно морскую даль. 2. Ты видно не успеешь к завтраку. 3. Тут на счастье подоспел доктор. 4. Брось на счастье в воду монетку. 5. Словом можно обидеть, можно убить. 6. Словом он уже завтра хочет уехать.
Проверка: вводные слова 2) Ты, видно, не успеешь к завтраку. 3) Тут, на счастье, подоспел доктор. 6) Словом, он уже завтра уедет.
Подведение итогов Вспомните, какие понятия мы закрепили на сегодняшнем уроке? Какой признак вводных слов указан неверно? Вводные слова А. выражают модально-коммуникативные отношения; Б. грамматически связаны с членами предложения В. характеризуются интонацией вводности (тон речи понижается или убыстряется); Г. на письме ввс никак не выделяются.
Проверка Вспомните, какие понятия мы закрепили на сегодняшнем уроке? Какой признак вводных слов указан неверно? Вводные слова А. выражают модально-коммуникативные отношения; Б. грамматически связаны с членами предложения В. характеризуются интонацией вводности (тон речи понижается или убыстряется); Г. на письме ввс никак не выделяются.
Домашнее задание Выучить правописание вводных слов (таблица) Готовимся к словарному диктанту «Вводные слова»