Методика поабзацного изучения текстов. Особый интерес представляет методика поабзацной обработки текстов А.Г.Ривина. Эта методика предназначена для изучения сложных научных, учебных, художественных текстов на основе работы учащихся в парах сменного состава.
Методика А. Г. Ривина, или методика поабзацного изучения текста, позволяет эффективно организовать работу на уроке по изучению письменных источников информации. При помощи методики Ривина можно добиться более глубокого понимания изучаемого материала. Цели: - У учащихся формируются умения извлекать из абзаца основную мысль и озаглавливать абзац. - Данная технология формирует у учащихся хорошее запоминание стержневых (основных) мыслей текста. У учащихся формируются умения передавать содержание абзацев своими словами.
У всех обучающихся разные тексты Число обучающихся четное Получение на пульте текста Переход в кабинет парной работы Запись в табло учета
Подготовительный этап. На этом этапе желательно подготовить учебные тексты (это могут быть параграфы из учебников, статьи из газет, журналов, отпечатанный текст и т. п.). Тексты должны быть пригодными для поабзацной проработки, поэтому в каждом абзаце должна отражаться одна (не две, не три) стержневая мысль изучаемой темы. Стержневые мысли должны быть логически связаны друг с другом.
Шаг 1 – Записать тему, число и номер карточки – Найти напарника Шаг 2 – Прочитать напарнику 1 абзац текста – Озаглавить абзац вместе с напарником - Записать заглавие абзаца под номером 1 Шаг 3 – Прослушать чтение 1 абзаца текста напарника – Озаглавить абзац вместе с напарником – Запись напарником заглавия под номером 1
Шаг 1 – Найти второго напарника, назвать ему тему – Пересказать напарнику содержание 1 абзаца – Прочитать напарнику 2 абзац текста – Озаглавить абзац вместе с напарником – Записать заглавие абзаца под номером 2 Шаг 2 – Прослушать содержание 1 абзаца напарника – Прослушать чтение 2 абзаца текста напарника – Озаглавить абзац вместе с напарником – Запись напарником заглавия под номером 2
Шаг 1 – Найти третьего напарника, назвать ему тему – Пересказать напарнику содержание первых двух абзацев – Прочитать напарнику 3 абзац текста – Озаглавить абзац вместе с напарником – Записать заглавие абзаца под номером 3 Шаг 2 – Прослушать содержание первых двух абзацев напарника – Прослушать чтение 3 абзаца текста напарника – Озаглавить абзац вместе с напарником – Запись напарником заглавия под номером 3
Памятка 1. Получи текст. Прочитай его внимательно. 2. Найди первого партнера для работы в паре и прочитай ему первый абзац своего текста вслух. 3. Вместе с партнером попытайтесь ответить на вопрос: о чем говорится в абзаце? Найдите ключевые слова, озаглавьте абзац. 4. Запиши заголовок первого абзаца в тетрадь. 5. Поменяйтесь ролями и приступайте к работе с темой партнера в той же последовательности. 6. После окончания работы с абзацем первого партнера, найди второго партнера, перескажи ему содержание первого абзаца своего текста, проработай второй абзац в том же порядке, что и первый. 7. Текст второго партнера изучайте по схеме, изложенной в пунктах 3–6. 8. После окончания работы над темой подготовься, используя план, к выступлению в малой группе или перед классом.
Работа продолжается до тех пор, пока обучающийся не проработал все абзацы Пересказ темы в малой группе по плану в виде заглавий абзацев (выступление должно занимать несколько минут.
Контроль работы учащихся. Ф.И.Темы А1А2В1В2 Иванов+.+ Петров++. Кузнецов+. «+» – изученная тема «.» – изучаемая тема.
Предварительное обучение методики Ривина. 1. Демонстрация процесса проработки какого- либо абзаца всей группе на уроке. 2. Обучение ведению записей в тетради. 3. Работа в классе с одним абзацем.
Взаимодействие с разными напарниками Обсуждение заглавий абзацев Коммуникативная компетентность
Неоднократное воспроизведение текста Знакомство с темой напарника, либо ее повторение Закрепление материала, отработка речи
Выделение главной мысли текста Анализ содержания текста Функциональная компетентность
Освоение нового материала и новой методики одновременно Медленное наращивание темпов работы Организация продуктивного взаимодействия Уровень обучающихся Увеличение времени на подготовку (набор текстов) Отсутствие возможности использовать учебник Уровень педагога Технология требует больших энергетических затрат со стороны учащихся, поэтому длительное время они работать не могут.
Дъяченко В.К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах/В.К. Дъяченко.- М.: Народное образование, Дъяченко В.К. Дидактика. Т.1/В.К. Дъяченко.- М.: Народное образование, с. Дъяченко В.К. Дидактика. Т.2/В.К. Дъяченко.- М.: Народное образование, с. Литвинская И.Г. Коллективные учебные занятия: принципы, фазы, технология/ И.Г. Литвинская//Директор школы С Методологические и теоретические подходы к решению проблем практики образования: Сборник статей.- Красноярск, с. Мкртчян М.А. Коллективный способ обучения. Практический курс: Методическое пособие/М.А. Мкртчян – Саяногорск: Мысль, – С