ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА И. А. Савченко – к. псх. н., директор ЦПМССДиП, вед. науч. сотр. МГППУ
Специальная профессиональная подготовка включает : приобретение знаний об особенностях развития аутичных детей, знакомство с методами диагностики и коррекции их психического развития.
Необходимость специальных диагностических методик неадекватные поведенческие реакции в ответ на незнакомую тестовую ситуацию : не обращают внимания на специалиста, не отвечают на его вопросы и не выполняют его просьбы.
В других ситуациях быстро и правильно выполняют хорошо знакомые тестовые задания на определение уровня развития речи и мышления, но делают это чисто механически, по памяти. При этом, не способны использовать эти навыки в повседневной жизни.
Специальная организация окружающей среды Должна способствовать наилучшему осознанию ребенком явлений и событий окружающего мира, улучшению поведения, наиболее успешному усвоению навыков, необходимых для социальной адаптации.
Специальные коррекционно - развивающие программы адаптируются под особенности детей с расстройствами аутистического спектра ; направлены на обучение ребенка " переносу " приобретенных на занятиях навыков в условия повседневной жизни.
В зависимости от интересов и уровня развития ребенка осуществляется : подбор индивидуальных обучающих стратегий и приемов ; использование индивидуальной формы коррекционной работы с постепенной интеграцией ребенка в малую группу
Спектр расстройств, с которыми работают специалисты Центра детский аутизм : аутистическое расстройство ; инфантильный аутизм ; инфантильный психоз ; синдром Каннера ; атипичный аутизм : атипичный детский психоз ; умеренная умственная отсталость с аутистическими чертами ; синдром Аспергера : аутистическая психопатия ; шизоидное расстройство детского возраста.
Инициаторы обращения в Центр
Алгоритм оказания помощи Психолого- медико- педагогическая коррекция в коррекционном отделе Центра Первичная консультация врача- психиатра ПМПк Обучение в школьном отделе Центра ПМПк Учреждение социального обслуживания Медицинское учреждение Другое образовательное или специальное учреждение
Специфические методики диагностики : Диагностическая Шкала количественной оценки детского аутизма (CARS). Шкала для диагностики синдрома Аспергера (ASDS). Шкала адаптивного поведения Вайнленд. Психолого - педагогический профиль (PEP-R). Адаптированный вариант анкеты « Оценка социальных и коммуникативных навыков у детей с аутизмом ».
Критерии Консультативно- дистанционная форма обучения «Дошкольное обучение" "Поддерживающая коррекция" Возраст 3-14 лет 2-7 лет 7-14 лет Степень тяжести нарушения Тяжелая степень аутистического расстройства Умеренная и легкая степень аутистического расстройства Умеренная и легкая степень аутистического расстройства Методы, коррекционно - обучающие программы Программа ТЕАССН,Программа ТЕАССН;Программа по обучению детей с аутизмом пониманию другого человека Программа по обучению спонтанной коммуникации. аутичных детей; Программа по обучению спонтанной коммуникацииии аутичных детей; Программа "Ориентация в социальном мире" Программа модификации поведения; метод PC (облегченной коммуникацииии); Программа «Научи меня говорить»; Программа по обучению и социальной адаптации детей с тяжелыми формами аутизма. Программа по обучению детей с синдромом детского аутизма пониманию другого человека. Программа "Ориентация в социальном мире» Периодичн. посещения 1-2 раза в месяц 2-4 раза в неделю 1-2 раза в неделю
Важно ! Обеспечить интенсивность занятий !
Задача - максимум : Обеспечить детям возможность дальнейшего обучения в массовых школах различных типов и видов.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !