Автор: Хохлова М.С., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 2043
Тест 6. «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев». (Литературная энциклопедия) Тест 36. «Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста». (Нина Сергеевна Валгина, российский ученый-лингвист)
Тезис + комментарий 2 аргумента из текста с указанием их роли в тексте Вывод, подтверждающий (или опровергающий) тезис
Текст – это максимальная единица языка. Если мы будет структурировать язык от большего к меньшему, то мы получим следующую цепочку: текст – абзац – предложение – словосочетание – слово – морфема – звук. Абзац – часть текста. Абзац может представлять собой одно предложение или несколько предложений, объединенных общей темой и основной мыслью (микротема). Функционально-стилевая принадлежность текста зависит от того, к какому типу принадлежит текст (повествование, описание, рассуждение) и в каком стиле он написан (разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, стиль художественной литературы). Индивидуально-авторская особенность оформления текста связана с отношением автора к тому, о чем он пишет (например, наиболее значимые для него части он выделяет в отдельные абзацы, предложения).
Высказывание: «Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста», - писала современный ученый- лингвист Н.С.Валгина. Тезис: Действительно, абзац – это важная часть текста. Комментарий: В зависимости от того, как поделен текст на абзацы, мы можем судить о том, к какому стилю и типу можно отнести текст, а также проследить авторское отношение к событиям, излагаемым в тексте.
Исходя из аргументации, выполняем следующее: а) доказываем по тексту, что по абзацному членению можно определить функционально- стилевую принадлежность текста; б) доказываем, что по абзацам можно судить об авторском отношении к событиям текста.
Подтвердим это примерами из текста. Первые три части (абзаца) данного отрывка представляют собой текст-рассуждение. И разделив его, автор подчеркнул составляющие этого типа текста: первый абзац – тезис, второй и третий абзацы – аргументы. Интересно отметить, что два аргумента автор рассматривает в абзаце 2, а третий аргумент выносит в отдельный абзац. Почему? Вероятно потому, что автор таким образом хотел подчеркнуть свою детскую обиду из-за «нелепой», как ему казалось в детстве, клички пса.
Действительно, права была Н.С.Валгина: членение текста на абзацы играет очень важную роль в восприятии текста читающим.
«Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста», - писала современный ученый-лингвист Н.С.Валгина. Действительно, абзац – это важная часть текста. В зависимости от того, как поделен текст на абзацы, мы можем судить о том, к какому стилю и типу можно его отнести, а также проследить авторское отношение к событиям, излагаемым в тексте. Подтвердим это примерами. Первые три части (абзаца) данного отрывка представляют собой рассуждение. И разделив его, автор подчеркнул составляющие этого типа текста: первый абзац – тезис, второй и третий абзацы – аргументы. Интересно отметить, что два аргумента автор рассматривает в абзаце 2, а третий аргумент выносит в отдельный абзац. Почему? Вероятно, потому, что автор таким образом хотел подчеркнуть свою детскую обиду из-за «нелепой», как ему казалось в детстве, клички пса. Действительно, права была Н.С.Валгина: членение текста на абзацы играет очень важную роль в восприятии текста читающим.
«Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев». (Литературная энциклопедия) Если поразмышлять над выделенными в высказывании словами, можно прийти к выводу, что оно имеет отношение к блоку тем 5 («Устная и письменная речь»), к блоку тем 4 («Язык и мышление») и рассматриваемому блоку тем 7 («Текст. Текстообразующие элементы»). Почему? а) диалог – это способ устной речи, при перенесении его на бумагу диалог подвергается серьезной лингвистической обработке. Значит, диалог в художественном произведении – это синтез устной и письменной речи (блок 5). б) по речи человека мы можем судить о его воспитании, характере, нравственных принципах, кругозоре, мировоззрении и т.п. Значит, речь персонажей – это показатель их мышления (блок 4); в) каждая реплика диалога начинается с новой (красной) строки, то есть представляет собой абзац, а абзац – это часть текста, текстообразующий элемент. Значит, и диалог – это текстообразующий элемент (блок 7). В сочинении можно рассматривать данное высказывание с любой из предложенных точек зрения, а можно и синтезировать их.
Высказывание: «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев», - цитата из Литературной энциклопедии. Тезис: Действительно, диалог может стать очень важной частью текста. Комментарий: Именно посредством речи персонажей автор раскрывает читателю их внутренний мир, рассказывает о их характере, кругозоре и т.п. Иногда автор вкладывает в слова героев свои собственные идеи.
Логично предположить, что если для сочинения предлагается подобная тема, в тексте обязательно должен присутствовать диалог, который необходимо проанализировать. Исходя из тезиса мы должны: а) показать как в репликах диалога раскрывается внутренний мир героев (хотя бы одного из них); б) доказать, что в словах героев проступают и авторские взгляды на мир.
Подтвердим сказанное примерами из текста. Рассмотрим предложение 39. Благодаря одной этой фразе мы понимаем, что Маленький принц умеет любить, сострадать, ценит своих близких, и в то же время он по-детски очень наивен. А в предложении 30 в словах Лиса читатель ясно может заметить горечь самого автора, который объясняет, почему люди разучились дружить и ценить друг друга.
Итак, можно утверждать, что авторы Литературной энциклопедии абсолютно правы: диалоги персонажей играют очень важную роль в тексте, позволяя лучше понять замысел автора.
«Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев», - цитата из Литературной энциклопедии. Действительно, диалог может стать очень важной частью текста. Именно посредством речи персонажей автор раскрывает читателю их внутренний мир, рассказывает о их характере, кругозоре и т.п. Иногда автор вкладывает в слова героев свои собственные идеи. Подтвердим сказанное примерами из текста. Рассмотрим предложение 39. Благодаря одной этой фразе мы понимаем, что Маленький принц умеет любить, сострадать, ценит своих близких, и в то же время он по-детски очень наивен. А в предложении 30 в словах Лиса читатель ясно может заметить горечь самого автора, который объясняет, почему люди разучились дружить и ценить друг друга. Итак, можно утверждать, что авторы Литературной энциклопедии абсолютно правы: диалоги персонажей играют очень важную роль в тексте, позволяя лучше понять замысел автора.
Опираясь на текст 4 напишите сочинение С2 в формате ГИА. Для комментирования используйте слова авторов Литературной энциклопедии: «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев.»