Москва 2014 г. Директор Департамента административной и законопроектной работы Минэнерго России Смирнов Владимир Витальевич Человеческий капитал ТЭК в призме энергетических документов России
Кадровый потенциал отраслей ТЭК Топливно-энергетический комплекс является локомотивом российской экономики. Российский ТЭК обеспечивает 12% мировой добычи нефти и 20% газа, производя в целом 10,1% мировой первичной энергии. Запасы составляют 5,3% мировых доказанных запасов нефти, газа – 21,4%, угля -18,2%. Вклад ТЭКа в ВВП страны составляет 16%, в федеральный бюджет 52%. В отраслях ТЭКа заняты свыше 2 млн. человек. 2
Цель ЭС-2035 в области развития человеческого капитала ТЭК занять лидирующие позиции в энергетических технологиях и в производстве интеллектуального продукта в этой сфере; иметь лучших в мире специалистов, обеспечивающих инновационное развитие энергетики, 2035 Цель 3
Ключевые внутренние вызовы развития человеческого капитала в ТЭК 4 Появление новых компетенций в ТЭК Усиление глобальной конкуренции за таланты в новых областях ТЭК Изменение требований компаний ТЭК к текущим компетенциям Отсутствие необходимых/ новых компетенций в результате структурных изменений в ТЭК Недостаточное количество специалистов / рабочих нужной квалификации Потеря компетенций по причине возрастного разрыва между поколениями / отсутствие системы передачи знаний между поколениями Несоответствие компетенций молодых специалистов, приобретаемых в образовательных организациях, требуемому профилю компетенций в ТЭК Критическая потребность в выпускниках образовательных организаций среднего профессионального образования Потеря компетенций/старение квалифицированных кадров Низкая эффективность управления человеческим капиталом в компаниях ТЭК Недостаточная эффективность системы корпоративного обучения
Стратегия развития человеческого капитала ТЭК должна учитывать выполнение задач и целевых параметров, предусмотренных действующими стратегическими документами 5 Стратегические документы в области ТЭК и развития человеческого капитала Указ Президента РФ О долгосрочной социально-экономической политики Указ Президента РФ О реализации государственной политики в области образования и науки Госпрограмма РФ «Энергоэффективность и развитие энергетики» Госпрограмма РФ «Развитие образования» на годы Прогноз долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. Энергетическая стратегия России на период до 2035 года Генеральная схема Развития нефтяной отрасли РФ до 2020 г. Генеральная схема Развития газовой отрасли РФ до 2020 г. Генеральная схема Размещения объектов электроэнергетики РФ до 2020 г. Стратегия Развития химического и нефтехимического комплекса РФ до 2030 г. Долгосрочная программа развития угольной промышленности РФ до 2030 г. Стратегия развития электроэнергетики Дальнего востока до 2020 г. Программа долгосрочного развития ТЭК Дальнего Востока Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона
V Всероссийская кадровая конференция ТЭК «Роль человеческого капитала и социальной политики в энергетической стратегии России» 6 Конференция будет посвящена обсуждению путей и способов реализации Энергетической стратегии России на период до 2035 г. в части развития человеческого капитала и социальной политики в отраслях ТЭК
Синхронизация требований рынка труда и системы образования 7 Потребность бизнеса 5 проф стандартов Угольная отрасль Нефтегазовая отрасль 32 проф стандарта Электроэнергетика 49 проф стандарта Образовательные стандарты нового поколения 86 проф стандартов всего по ТЭК
Разработка профессиональных стандартов в отраслях ТЭК 8 По прогнозу до конца 2014 года будет разработано около 65% от общего количества профессиональных стандартов, запланированных к разработке в ТЭК
Дуальное обучение, как инструмент повышения качества профессионального образования в ТЭК 9 Формирование новой модели профессиональной подготовки кадров, способной преодолеть отставание в структуре, объемах и качестве трудовых ресурсов от реальных требований производственного сектора.
Результаты внедрения дуальной системы обучения 10 Происходит естественное обновление персонала адаптированными к условиям производства профессионально подготовленными молодыми работниками; Снижение текучести и повышение качества подготовки кадров; Устраняется основной недостаток традиционных форм и методов обучения – разрыв между теорией и практикой; Воздействие на личность студента, создание новой психологии будущего работника; Учебное заведение, работающее в тесном контакте с заводом, учитывает требования, предъявляемые к будущим работникам в ходе обучения; Дуальная система обучения может и должна широко использоваться в профессиональном обучении работников ТЭК
Благодарю за внимание!