Тема урока: Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Учитель русского языка Елецкая Наталья Владимировна
Баловать, документ, жалюзи, звонишь, завидно, каталог, красивее, мастерски, облегчит, премировать, усугубить, оптовый, торты. Расставьте ударение в словах.
Выборочный диктант. «ДА» или «НЕТ» 1. В слове «съешь» 5 букв и 4 звука. 2. Слово «вознаграждение» образовано суффиксальным способом? 3. Можно ли от глагола «разбить» образовать причастие с суффиксом -ущ- или -ющ-? 4. В данном сочетании слов «порватая куртка» есть грамматическая ошибка. 5. В сочетании «бабочка капустница» используется связь ПРИМЫКАНИЕ? 6. В данном предложении «Было слышно, как где-то играли на гитаре и нестройные голоса пели, перевирая мелодию.» 3 грамматические основы? 7. В данном предложении «Помещение было сыро и грязно.» выделенные слова являются наречиями? 8. Есть ли ошибка в данном сочетании «более восьмисот человек». 9. Лексическое значение данного слова сформулировано верно? Демонстрировать – выйти на демонстрацию. ДА НЕТ ДА НЕТ ДА НЕТ
Сложное предложение Союзное Бессоюзное Сложносочинённое Сложноподчинённое С придаточным определительным С придаточным изъяснительным С придаточным обстоятельственным Образа действия и степени, места, времени, условия, причины, цели, сравнения, уступки, следствия
Виды подчинительной связи Однородное соподчинение – придаточные одного вида относятся к одному и тому же слову главной части предложения или ко всей главной части, отвечают на один и тот же вопрос. Последовательное подчинение – подчинение, при котором придаточные предложения располагаются цепочкой: придаточное 1-й степени зависит от главной части СПП; придаточное 2-й степени зависит от придаточного 1-й степени; придаточное 3-й – от придаточного 2-й степени и т.д. Параллельное соподчинение (неоднородное) – подчинение, при котором придаточные предложения относятся к общему главному предложению, но являются при этом различными по значению. Комбинированный вид связи – разные комбинации подчинительной связи в пределах одного сложного предложения.
Виды подчинительной связи Однородное соподчинение Параллельное (неоднородное) соподчинение Последовательно е подчинение Комбинированно е подчинение
Задание: Прочитайте. Определите вид подчинительной связи в каждом предложении. 1. Не надо хвалиться, коли не знаешь, как рожь родится. 2. Пока он говорил, я сам заметил, что русский язык и русская обстановка доставляли ему большое удовольствие. 3. Я знал, что залив этот похож на исполинский конденсатор соли и что вся местность вокруг него не исследована.
Задание: Спишите предложения, вставляя необходимые знаки препинания. Определите вид подчинения придаточных. Составьте схему каждого предложения. 1. Мальчик ждал что будут стрелять и недоумевал в кого это хотят стрелять так как на горизонте не было ни одного судна. 2. Я знаю что вечером к тебе придут те кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит. 3. Моряки хорошо знают что море прекрасно только тогда когда у него есть берег. 4. Витус Беринг был один из первооткрывателей чья жизнь стала символом мужества чьё имя навсегда осталось на картах мира.
Задание: Составьте из трёх простых предложений одно сложноподчинённое с несколькими придаточными. ОБРАЗЕЦ: Читатель, вероятно, уже догадался. Дочь Кирилы Петровича есть героиня нашей повести. О дочери Кирилы Петровича сказали мы ещё только несколько слов. ( Читатель, вероятно, уже догадался, что дочь Кирилы Петровича, о которой сказали мы ещё только несколько слов, есть героиня нашей повести.)
Задание: Составьте из трёх простых предложений одно сложноподчинённое с несколькими придаточными. 1) Мы бросились к железнодорожной станции. Неприятель открыл огонь. Станция являлась очень хорошим прикрытием. 2) Раздались громкие, бурные овации. Певец завершил свою арию. Овации не прекращались, несмотря даже на опускающийся занавес. 3) Мы уже свернули на узкую тропинку. Началась ужасная гроза. Тропинка выходила к большому круглому озеру.
Подведем итоги 1. Что нового узнали вы на уроке? 2. Какие трудности возникли у вас?
Домашнее задание. Из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» выписать 8 СПП с различными видами связи. На каждый вид по 2 предложения.
Презентацию подготовила Елецкая Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Бокситогорская гимназия»