1. Линейный алгоритм Конец Начало Действие 1 Действие n КОНСТРУКЦИИ АЛГОРИТМА
1. Сесть за стол 2. Достать дневник, учебник, тетради 3. Прочитать задания в дневнике 4. Открыть учебник и тетрадь 5. Выполнить домашнее задание 6. Сложить школьные вещи в портфель Задание Составить блок-схему для алгоритма «Приготовление уроков» сесть за стол достать дневник, учебник, тетради прочитать задания в дневнике открыть учебник и тетрадь выполнить домашнее задание сложить школьные вещи в портфель начало конец
Задание Составить (словесно и графически) алгоритм вычисления результата выражения: 9-(2+6)+4 Дано: 9-(2+6)+4 = ? Решение: 1) 2+6=8; 2) 9-8=1; 3) 1+4=5 Ответ: (2+6) начало конец
2. Разветвляющийся алгоритм Условие (вопрос) да-нет
Базовая структура ветвления Условие Выполнение действия 1 Выполнение действия 2 Да Нет Условие Выполнение действия Да Нет Неполная форма Полная форма
ЕСЛИ условие, ТО инструкция. ЕСЛИ условие, ТО инструкция 1, ИНАЧЕ инструкция 2. Неполная форма Полная форма Да Нет
Задание Составить (словесно и графически) алгоритм перехода улицы 1. Подойти к переходу 2. Посмотреть на сигнал светофора 3. Дождаться зеленого света 4. Если горит зеленый свет, то перейти улицу 5. Если не горит зеленый свет, то дождаться зеленого света и перейти улицу Начало Подойти к переходу Посмотреть на сигнал светофора Горит зеленый свет? Да Перейти улицу Конец Нет Дождаться зеленого света
Задание: составить блок-схемы начало остановился богатырь на развилке дороги налево пойдешь – Да коня потеряешь сам пропадешь Нет конец Какая структура ветвления? 1
2. ЕСЛИ пошел дождь, ТО надо открыть зонт Какая структура ветвления? начало открываем зонт пошел дождь? Да Нет конец 3. ЕСЛИ хочешь быть здоров, ТО закаляйся, иначе будешь болеть начало закаляйся хочешь быть здоров? Да Нет конец болей
За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. САМОСТОЯТЕЛЬНО. Составить блок-схемы начало делать два дела одновременно? Да ничего не получится Нет конец 1
Если Павлик дома, будем решать задачи по математике. В противном случае следует позвонить Марине и вместе готовить доклад по биологии Задание 2 По предложенному словесному способу записи алгоритма выполнить графический способ
НАЧАЛО Павлик дома? Решать задачи Звонить Марине Готовить реферат КОНЕЦ Да Нет
Если Павлик дома, будем решать задачи по математике. В противном случае следует позвонить Марине и вместе готовить доклад по биологии. Если же Марины нет дома, то надо сесть за сочинение Самостоятельно По предложенному словесному способу записи алгоритма выполнить графический способ
Писать сочинение НАЧАЛО Павлик дома? Марина дома? Решать задачи Звонить Марине Готовить реферат КОНЕЦ Да Нет Да Нет
начало А Х ввод А А>9? Х=А+8Х=А-8 вывод Х конец Нет Да
Выполнить вычисления по блок-схеме для чисел Х=33; 42; 75; 96 НАЧАЛО Х / 3 Число четное? / * Результат КОНЕЦ ДАНЕТ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
3. Циклический алгоритм, когда определенная последовательность шагов повторяется несколько раз в зависимости от заданной величины (параметра цикла)
Тело цикла – это шаги алгоритма, которые повторяются несколько раз. Параметр цикла – величина, от которой зависит число повторений в цикле. Цикл заканчивается, когда параметр цикла принимает нужное значение.
Пример. Поточить все карандаши в коробке точить карандаш начало конец пустая коробка? Нет Да Что является телом цикла?
Пример 2. Просмотр TV до полуночи начало меньше полуночи? Да Нет смотрю TV конец Что является телом цикла?
3. перейти к действию 1. Самостоятельно. Составить алгоритм покраски забора роботом, построить блок-схему Шаги: 1. покрасить доску; 2. переместиться к следующей доске; Работа будет закончена? 1. покрасить доску; 2. если есть еще доска, переместиться к следующей; 3. перейти к действию 1; 4. если доски закончились, завершить работу
начало покрасить 1 доску есть еще доска? Да завершить работу конец Нет Что является телом цикла?
Начало Забор закончился? Отнести кисть и краску нет Конец да Покрасить 1 доску Подойти к забору
Алгоритм копания траншеи от забора и до обеда Начало Подойти к забору Обед начался? Выкопать 10 см 3 траншеи Идти обедать Конец да нет Найти ошибку
д/з Составить (словесным и графическим способами) алгоритм: 1. Чистки картофеля 2. Приготовления блинов 3. Приготовления яичницы