«Правила и средства построения композиции при выполнении натюрморта»
Натюрморт- один из жанров ИЗО Натюрморт (мертвая природа, натура) - жанр изобразительного искусства, или произведение этого жанра. Натюрморт состоит не только из неодушевленных предметов, но и включает природные формы.
Основные понятия: 1.Жанр(фр. nature morte - мертвая натура)- область искусства с ограниченным кругом тем. 2. Живопись (от рус. живо и писать) – вид изобразительного искусства, заключающийся в создании картин, живописных полотен, наиболее полно и жизнь подобно отражающих действительность. 3. Композиция (лат. Composition– составление, сочинение) – составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. 1. Натюрморт - традиционный жанр станковой живописи.
Средства композиции : 1. Форма 2. Пространство 3. Композиционное пространство 4. Симметрия и асимметрия 5. Динамика и статика 6. Цвет 7. Светотень 8. Контраст 9. Ритм 10. Равновесие 11. Декоративность 12. Целостность
Средства композиции : 1. Формат вертикальный горизонтальный 2. Пространство одноплановая композиция 3. Композиционный центр совпадает с центром полотна смешен от центра 4. Симметрия и асимметрия 5. Динамика и статика 6. Цвет 7. Светотень 8. Контраст 9. Ритм 10. Равновесие 11. Декоративность 12. Целостность
Какой вид композиции использовал художник? 1. Уравновешенная композиция 2. Неуравновешенная композиция
Какой вид композиции использовал художник? 1. Уравновешенный
Контраст
Контраст цветной светлотный
Какой это контраст?
Какой это контраст? ( цветовой )
Светлотный и цветовой контрасты в натюрмортах 1. Светлотый натюрморт 2. Цветовой натюрморт
Локальный цвет в натюрморте Какой из этих натюрмортов имеет однотонный цвет? 1.2.
Локальный цвет в натюрморте Какой из этих натюрмортов имеет однотонный цвет? (ответ 1). 1.
Схема получения цвета тени
Воздействие окружения на локальный цвет
Натюрморт ( цветовой натюрморт )
Проблема урока. Что такое «живая природа»? Что такое «мертвая природа»? Что натюрморт может рассказать о человеке? Задача урока. 1. Развитие творческого мышления, воображения детей. 2. Использование известных учащимся техник в работе с материалами: гуашь,акварель,пастель.
Введение в проблему. -Вспомните, какая вода в сказках называлась «живой»,а какая «мертвой»? -Пофантазируйте, что будет, если брызнуть «живой» водой на срезанный увядающий цветок? На яблоки, сорванные с деревьях? Предложите свои варианты. -Природа живет и развивается,растения растут, фрукты созревают на деревьях. Если цветок сорвать, что будет с ним? Если яблоко или грушу сорвать с дерева недозрелыми?
Вопросы для общения. -Как вы понимаете понятие «мертвая природа»? -Приведите примеры «мертвой природы». Рассуждение. Цветы на клумбе и в вазе – где живая природа,а где мертвая?Что может изобразить пейзаж?Что может изобразить натюрморт?
Самостоятельная работа над натюрмортом с натуры: 1. Изучить натюрморт. 2. Выбрать расположение формата. 3. Компоновка предметов на плоскости листа бумаги. 4. Построение предметов. Передача формы и характерных особенностей предметов. 5.Подмалевок. 6. Уточнение деталей и завершение работы в цвете.
1-й этап: компоновка и построение предметов Выполнение рисунка тонкими линиями: прорисовывают невидимые части предметов, намечают границы света и тени.
2-й этап: подмалевок Сначала наносят основной на предметах и драпировках, соблюдая тональные изменения цвета на свету и в тени
3-й этап: завершение работы в цвете Завершение работы. методом лессировки добиваются впечатления материальности керамики, яблока и драпировок. Для бликов на посуде используются белая бумага. Прорисовывают детали, обобщают цветовое решение натюрморта для достижения цельности.
Работы художников в жанре натюрморт