Тормозные свойства Тормозные системы автомобиля Рабочая тормозная система, Запасная тормозная система Стояночная тормозная система Вспомогательная тормозная система Виды торможения: - экстренное торможение (аварийное): 2…4% всех случаев торможения, а 7…8 м/с 2 - служебное торможение: 95…97% всех случаев торможения, а = 0,15…0,25 а max (0,8…1,7 м/с 2 ) - длительное непрерывное торможение (в горной или холмистой местности) 92
Тормозные свойства Диаграмма торможения (Тормозная диаграмма), аб Полное торможение Частичное торможение - время психической реакции водителя - время физической реакции водителя 93
Тормозные свойства Диаграмма торможения (Тормозная диаграмма) = 0,2…1,5 с - время реакции водителя (для расчетов принимают 0,8 с) - время запаздывания тормозной системы = 0,05…0,07 с – гидропривод и дисковые тормозные механизмы = 0,1…0,2 с – гидропривод и барабанные тормозные механизмы = 0,2…0,4 с – пневмопривод и барабанные тормозные механизмы - время нарастания замедления t с = t з + t н – время срабатывания тормозной системы - время установившегося замедления - время растормаживания = 0,2 с – с гидроприводом; 0,5…1,5 с – с пневмоприводом 94
Тормозные свойства Тормозная диаграмма по ГОСТ Р , с – время запаздывания тормозной системы; н – время нарастания замедления; уст – время торможения с установившимся замедлением; j уст – установившееся замедление АТС; Н и К – начало и конец торможения, соответственно 95
Тормозные свойства Остановочный путь при полном торможении Тормозной путь при полном торможении 96
Тормозные свойства Силы и моменты, действующие на автомобиль при торможении 97
Тормозные свойства Уравнение движения автомобиля при торможении где F jx – R x 1 – R x 2 – F i – F в – F кр = 0, После преобразований: F j – F – F т.д. – F f – F i – F в – F кр = 0 где ; ; После деления (*) на G a получим: (*) где: 98 ;
Тормозные свойства Замедление при неполном использовании сил сцепления Замедление при полном использовании сил сцепления Максимальное замедление при экстренном торможении одиночного автомобиля на горизонтальной сухом шоссе а max = x g. 99
Тормозные свойства Оптимальное соотношение тормозных сил на передних и задних колесах, Из уравнений моментов Полное использование тормозных сил возможно при: ; 100
Тормозные свойства Оптимальное соотношение тормозных сил на передних и задних колесах, β – коэффициент распределения тормозных сил при оптимальном соотношении тормозных сил на передних и задних колесах 101
Тормозные свойства Антиблокировочные системы, Принципиальная схема АБС 1 – датчик скорости; 2 – электронный блок управления; 3 – модулятор; 4 – главный тормозной цилиндр (тормозной кран); 5 – тормозной цилиндр (тормозная камера); 6 – тормозной привод; 7 – источник энергии; 8 – тормозная педаль; 9 – электрические магистрали 102
Тормозные свойства Антиблокировочные системы, Характеристики работы АБС абв а – изменение силы на педали и давления в тормозном цилиндре во времени; б – изменение углового замедления колеса во времени; в – зависимость коэффициента скольжения колеса от удельной тормозной силы 103