Позитивная педагогика Приёмы педагогической оценки С.В. Колесова, к.п.н., доцент кафедры теории и методики начального образования Института психологии и педагогики АлтГПА
Педагогическая оценка Оценить – значит установить степень, уровень или качество чего-нибудь. Педагогическая оценка – это оценка качеств личности, поступков ребенка, но не самой личности воспитанника.
Педагогическая оценка Воспитатель дает оценки с позиции своего внутреннего мира, на уровне собственной культуры, он дает ребенку эталон отношения. Педагогическая оценка всегда субъективна – она зависит от обстоятельств, настроения, отношения педагога к субъекту.
Функции педагогической оценки 1. Информационная. 2. Ориентирующая. 3. Стимулирующая. 4. Регулирующая. Главное условие – оценка должна быть положительной, чтобы вызывать положительные эмоции и переживания, тогда норма поведения воспринимается как нечто положительное.
Правила педагогической оценки 1. Предъявление нормы и оценка поведения в соответствии с нормой должны сопровождаться эмоциями радости, удовольствия, веселья. 2. Педагогическая оценка закладывает основы формирования самооценки, представления человека о самом себе, о своем «Я».
Виды педагогической оценки Открытая и скрытая Ставит ребенка сохраняет его в зависимость субъектность От мнения взрослого: Одобрение/неодобрение Похвала/порицание Поощрение/наказание, лишение удовольствия
Скрытая педагогическая оценка Оставляет ребенку право на размышление, на принятие решения, на собственную оценку, она задает направление, помогает сориентироваться в жизненной ситуации
Приемы скрытой педагогической оценки «Я – сообщение» Публичное оглашение воспитателем своего состояния, своего отношения к поступку ребенка. Воспитатель говорит о своих чувствах, о своих переживаниях в данной ситуации. Не говорит напрямую о ребенке! Я всегда… Мне всегда… Я так… Меня так…
Приемы скрытой педагогической оценки «Ты – сообщение» Публичное оглашение воспитателем вероятного состояния ребенка в момент совершения поступка. Педагог говорит о предполагаемом состоянии, чувствах, переживаниях ребенка при совершении поступка. Ты конечно… Ты наверное…
Приемы скрытой педагогической оценки «Естественные последствия» Это логическое продолжение событий без оценочных суждений: Сломал игрушку – попробуй починить. Загрязнил одежду – нужно очистить. Заигрался в компьютер– придется учить стихотворение за счет времени на игру с игрушками.
Приемы скрытой педагогической оценки «Положительная интерпретация негативного поведения» Это вариант педагогической поддержки, защита ребенка от отрицательного отношения окружающих. Ты наверное…, поэтому… Ты хотел, чтобы все участвовали в игре, поэтому так настойчиво тянул Лену за руку.
Приемы скрытой педагогической оценки Ругайте наедине, хвалите при ВСЕХ Золотое правило воспитания! Ищите позитивное Прием «Хвостик у мышки» Если нельзя похвалить весь результат, то похвалите хотя бы какую-то часть Тебе особенно удалось… Особенно мне понравилось…
Приемы скрытой педагогической оценки Преобладание позитивных оценок Ты такой добрый и др… У тебя такой задорный вид и др… Сочетание отрицательной оценки с позитивной Ты же умный человек, как же ты мог… Не ожидала, что ты забудешь…, я считала тебя ответственным человеком. ПОДУМАЙ и РЕШИ, что теперь делать.
Приемы скрытой педагогической оценки Передача функций оценивания персонажу – используется в обучении и воспитании первоклассников. Позволяет развести отношение педагога к ребенку и оценку результатов деятельности ребенка. Как ты думаешь, сколько орешков даст тебе Белочка за выполнение этого задания? Коровка просит, чтобы ты сделал травку аккуратнее, потоньше, помягче.
Условия эффективности педагогической оценки 1. Эмоциональная уравновешенность воспитателя (в гневе можем быть несправедливы). 2. Доброжелательный, приветливый тон, как при положит., так и при отриц. оценке. 3. Положительная оценка должна предшествовать отрицательной. 4. Доминирование положительных оценок над отрицательными в опыте воспитателя.
Условия эффективности педагогической оценки 5. Индивидуальная направленность оценки. 6. Ориентация оценки на конкретную ситуацию. 7. Понимание душевного состояния ребенка. Скрытая педагогическая оценка более эффективна для развития личности ребенка, т.к. оставляет ему свободу выбора, сохраняет его субъектность.