Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 3» имени Героя Советского Союза И.А. Акимова Междисциплинарная программа «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом»
Люди перестают мыслить, когда перестают читать. (Дени Дидро)
Ответьте на вопросы: 1. Что надо знать, чтобы решить задачу? 2. В котором часу самолёт вылетел из С-П? 3. Сколько времени было в Ор? 4. Сколько времени самолёт находился в пути? 5. В котором часу самолёт приземлится в Ор?
гг.- десятилетие грамотнасти (решение ООН). В России создана «Национальная программа поддержки и развития чтения в России». Срок реализации программы гг.
« Воспитание и развитие качеств личнасти, отвечающих требованиям информационного общества, личнасти, свободно ориентирующейся в потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельнасти» (ФГОС).
Обязательный компонент метапредметных результатов освоения основной образовательной программы : - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
Смысловое чтение- это «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации» (Из Примерной ООП НОО)
МАОУ СОШ 3 МБОУ СОШ 4 МАОУ СОШ 7 ГМЦ г. Сороч инска ПРОЕКТ
Открытые городские заседания тьюторской площадки Р ЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ПРОГРАММЫ «С ТРАТЕГИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ » Месяц Тематика Ноябрь Представление междисциплинарной программы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» в современных научно-педагогических исследованиях и нормативных требованиях. Март Осмысление актуальнасти смыслового чтения в преподавании различных предметов общего образования.
Программа дня: 1. Анкета 2. Теоретическая часть. Представление междисциплинарной программы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» в современных научно-педагогических исследованиях и нормативных требованиях. Приемы и стратегии смыслового чтения, моделирование варианта их практического применения на уроке. 3. Практическая часть. 4. Рефлексия. Класс КабинетПредмет Учитель 4 4 5Русский язык Перехватова Е.В. 10Биология Климовская О.А.
Экспресс - анкетирование Преподаваемый предмет ________________________________________________________________ Связываете ли Вы требования ФГОС к планируемым результатам освоения междисциплинарной программы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» с целями своего предмета? - да;-нет; - другое: ________________________________________________________________________ Видите ли вы необходимость в изучении приемов (способов) обучения детей смысловому чтению текста в рамках Вашего учебного предмета? - да;-нет; - другое: ________________________________________________________________________ Включает ли, на Ваш взгляд, понятие «чтение» в том числе и чтение графиков, схем, таблиц? - да;-нет; - другое: _________________________________________________________________________ Существует ли необходимость использования в процессе изучения Вашего предмета текстов разных жанров и стилей? - да;-нет; - другое: _________________________________________________________________________
Образовательная программа основного общего образования Образовательная программа основного общего образования Компетенция ОУ Актуальность проекта
Программа формирования планируемых результатов освоения междисциплинарных программ Программа «Формировани я УУД обучающихся» Программа «Формирование ИКТ-компетенции- насти школьников Программа «Основы учебно- исследовательской и проектной деятельнасти» Программа «Стратегия смыслового чтения и работы с текстом»
Отсутствие разработанных междисциплинарных программ и единой программы формирования планируемых результатов освоения междисциплинарных программ
«Формирование УУД обучающихся» «Формирование ИКТ- компетенцииностей обучающихся» «Основы учебно- исследовательской и проектной деятельнасти» «Стратегии смыслового чтения и работы с текстом» Цель 1 года: создание модели программы формирования планируемых результатов освоения междисциплинарных программ Цель 2 года: проектирование уроков и внеурочных мероприятий с включением междисциплинарных программ Цель 3 года: диссеминация опыта подготовки и введения междисциплинарных программ в урочную и внеурочную деятельность Перспективы развития проекта
18 Междисциплинарные учебные программы: -«Формирование универсальных учебных действий»; -«Формирование ИКТ-компетенциинасти учащихся»; - «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельнасти»; - «Основы смыслового чтения и работа с текстом»
19 Целевые установки и ожидаемые результаты: - овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов; -будет сформирована потребность в систематическом чтении; -усовершенствуют технику чтения; -приобретут навык рефлексивного чтения; -овладеют стратегиями чтения.
20 Стратегии смыслового чтения и работа с текстом 1. Поиск информации и понимание прочитанного Выпускник научится: Выпускник получит возможность научиться: -ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл; -анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления. -находить в тексте требуемую информацию; -решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста
21 Стратегии смыслового чтения и работа с текстом 2. Преобразование и интерпретация информации Выпускник научится: Выпускник получит возможность научиться: -структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста). -преобразовывать текст, используя новые формы представления информации; -интерпретировать текст.
22 Стратегии смыслового чтения и работа с текстом 3. Оценка информации Выпускник научится: Выпускник получит возможность научиться: -откликаться на содержание текста; - критически относиться к рекламной информации; -находить способы проверки противоречивой информации; -определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации. -откликаться на форму текста; -на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.
В программе «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» заявлено три группы читательских умений: поиск и понимание, преобразование и интерпретация, оценка. В программе «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» заявлено три группы читательских умений: поиск и понимание, преобразование и интерпретация, оценка. Подведём итоги (продолжение)
Рефлексия Ключевые слова мастерской, выражающие основное содержание работы: _________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Оценка себя в проблеме освоения стратегий смыслового чтения и работы с текстом: Стратегиями смыслового чтения и работы с текстом владею, не испытываю никаких трудностей; Впервые сталкиваюсь с вопросом владения стратегиями смыслового чтения и работы с текстом; Занимаюсь изучением вопроса владения стратегиями смыслового чтения и работы с текстом; Другое: _______________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ Ключевые слова мастерской, выражающие основное содержание работы: _________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Оценка себя в проблеме освоения стратегий смыслового чтения и работы с текстом: Стратегиями смыслового чтения и работы с текстом владею, не испытываю никаких трудностей; Впервые сталкиваюсь с вопросом владения стратегиями смыслового чтения и работы с текстом; Занимаюсь изучением вопроса владения стратегиями смыслового чтения и работы с текстом. Другое: _______________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________
Мы изменили свое окружение так радикально, что теперь должны изменять себя, чтобы жить в этом новом окружении. Норберт Винер Мы изменили свое окружение так радикально, что теперь должны изменять себя, чтобы жить в этом новом окружении. Норберт Винер
Обучение чтению Чтение для обучения Чтение для решения собственных задач
Смысловое чтение – фундамент всех обозначенных в стандарте результатов Коммуникативные УУД ИКТ компетенциинасти Познавательные УУД Регулятивные УУД Чтение в составе УУД Личностные УУД Междисциплинарная программа начальной школы «Чтение. Работа с текстом» Междисциплинарная программа основной школы «Основы смыслового чтения и работа с текстом»
Несплошной текст: диаграмма PISA 2006: уровни владения навыками чтения СПРАВКА: ОЭСР – организация экономического сотрудничества и развития (участники: 34 страны)
Алгоритмы работы с несплошными текстами: формулой, диаграммой, графиком, таблицей, картинкой и др. Используются на этапе урока: Организация познавательной деятельнасти Создают условия для формирования всех групп умений Ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла, нахождение информации Интерпретация текста Рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка Алгоритм изучения информации, представленной в диаграмме: 1. Как называется диаграмма? 2. Что представлено в диаграмме? 3. В каких единицах измеряются данные? 4. Какую закономерность (закономернасти) данных Вы наблюдаете? 5. Предложите свое объяснение выявленным закономерностям. 6. Есть ли исключения из выявленных закономерностей и с чем они связаны? 7. Какое практическое значение имеют эти данные? СПРАВКА: Алгоритм - это четкая последовательность действий, направленная на достижение поставленной цели или решения задачи