Четвертое марта Работа над ошибками в форме ГИА Булычева Я.С.
1. Прочитайте текст Булычева Я.С. Выполните задания А1 – А7
А1. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему рассказчик в предложении 10, описывая ночные звуки в доме, говорит, что они напоминали композитору «оркестр перед увертюрой»?» Такой сравнение говорит о том, что... 1) сочетание звуков отличалось необыкновенной гармонией. 2) это были разрозненные звуки, напоминавшие звучание отдельных инструментов. 3) в этих звуках было что-то близкое автору. 4) звуки напоминали автору знакомые мелодии.
А1. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему рассказчик в предложении 10, описывая ночные звуки в доме, говорит, что они напоминали композитору «оркестр перед увертюрой»?» Такой сравнение говорит о том, что... 1) сочетание звуков отличалось необыкновенной гармонией. 2) это были разрозненные звуки, напоминавшие звучание отдельных инструментов. 3) в этих звуках было что-то близкое автору. 4) звуки напоминали автору знакомые мелодии.
Булычева Я.С. Запишите слова ОРКЕСТР, ОРКЕСТРАНТЫ. ОРКЕСТР - а, м. 1. Группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальные произведения на различных инструментах. Симфонический о. Камерный о. О. народных инструментов. Оркестрант - музыкант из оркестра. Оркестровать - излагать (изложить) музыкальное произведение для исполнения его оркестром или хором. музыкант Оркестрант Оркестроватьизлагатьизложить произведение хором
А2. В каком значении употреблено слово «тянуло» в предложении 2? 1. Настойчиво звало. 2. Вызывало потребность. 3.Влекло. 4.Распространялось. (2) Он стоял на поляне в сосновом лесу, и от сосен всё лето тянуло жаром.
Запишите слово ТЯНУЛО, выделите орфограмму, подберите однокоренные слова.
А3. Какое средство выразительности использовано в предложении 9? 1. Олицетворение. 2. Фразеологизм. 3. Гипербола. 4. Эпитеты. (9) Иногда ночью, просыпаясь, Чайковский слышал, как, потрескивая, пропоет то одна, то другая половица.
А 4. Укажите ошибочное суждение. 1)В слове ВСЁ первый звук глухой. 2) В слове КЛОЧЬЯ мягкость согласного [ч] на письме обозначена буквой Ь. 3) В слове РОЯЛЮ все согласные сонорные. 4) В слове РАССОХСЯ звуков меньше, чем букв. Выпишите слово РАССОХСЯ, выделите орфограмму, приведите примера на данное правило.
А5. Из предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне. Вспомните правило, запишите еще 2 – 3 примера с чередованием в корне. Пробирался
А6. В каком слове правописание приставки зависит от ее значения? 1.Растрепанные. 2.Приглядываясь. 3.Вздыхал. 4.Проиграть. Спишите все слова, выделите и объясните орфограммы.
А7. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «НН пишется в прилагательных, образованных с помощью суффикса - Н- от существительных с основой на –Н»? 1.Забавно. 2.Растрепанные. 3.Оконных. 4.Прищуренные. Запишите слово РАСТРЕПАННЫЕ, объясните написание одной С и НН.
В1. Замените слово воплотит из предложения 16 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Выразит ВОПЛОТИТЬ. Заимств. из ст.-сл. яз. Преф. образование от плътити "воплощать", суф. производного от плоть (плоть) «тело». Запишите слово ВОПЛОТИТ, объясните орфограмму.
В2. Выпишите из предложения 6 словосочетание, в котором слова соединяются способом управление. Раздражало композитора. Запишите слова РАЗДРАЖАЛО, В ИЗОБИЛИИ, разберите по составу.
В3. Выпишите грамматическую основу предложения 13. Он напрягал память и вздыхал. Проверьте безударную Я в слове НАПРЯГАЛ.
В4. Среди предложений найдите предложение с обособленным обстоятельством. Спишите это предложение, выделите обособленное обстоятельство. Со стороны это выглядело, должно быть, забавно, когда пожилой композитор пробирался к роялю, приглядываясь к половицам прищуренными глазами.
В5. Среди предложений найдите предложение с вводным словом. Выпишите предложение. Со стороны это выглядело, должно быть, забавно, когда пожилой композитор пробирался к роялю, приглядываясь к половицам прищуренными глазами.
В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 9. 2 (9)Иногда ночью, просыпаясь, Чайковский слышал, как, потрескивая, пропоёт то одна, то другая половица. Спишите, обозначьте границы простых предложений, укажите вид придаточного.
В7. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения. Со стороны это выглядело,(1) должно быть,(2) забавно,(3) когда пожилой композитор пробирался к роялю,(4) приглядываясь к половицам прищуренными глазами. 3 Определите вид придаточного предложения.
В8. Среди предложений найдите СПП с придаточным определительным. (10)Это напоминало оркестр перед увертюрой, когда оркестранты настраивают инструменты.
В9. Среди предложений найдите сложное предложение с сочинительной связью. Спишите это предложение, начертите схему предложения. Он стоял на поляне в сосновом лесу, и от сосен всё лето тянуло жаром.
Домашнее задание: Задание С2. Напишите сочинение – рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». Аргументируйте свой ответ, приведите не менее 2-х примеров из текста диктанта, иллюстрирующих данное высказывание. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Начать сочинение вы можете словами К.Г.Паустовского. Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.