Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через систему дополнительного образования.
Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения. Антуан Сент-Экзюпери
Особенности коммуникации детей с ЗПР: безынициативен ; его эмоции недостаточно яркие; не умеет выразить свое эмоциональное состояние; затрудняется в понимании состояний других людей; не может регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил; не готов к волевой регуляции поведения
Особенности речи детей с ЗПР: медленно образуются и закрепляются речевые формы ; отсутствует самостоятельность в речевом творчестве ; наблюдается стойкое фонетическое недоразвитие ; доминирование в речи и мен существительных ; недостаточное у потребление с лов, обозначающих действия, признаки и отношения ; пониженная речевая активность ; бедность речевого общения.
Причины неполноценного речевого контакта у детей с ЗПР : быстрая исчерпываемость побуждений к высказываниям, что приводит к прекращению беседы; отсутствие у ребенка сведений, необходимых для ответа, бедный словарный запас, препятствующий формированию высказывания; непонимание собеседника - школьники не стараются вникнуть в то, что им говорят, поэтому их речевые реакции оказываются неадекватными и не способствуют продолжению общения.
Перед психологом стоит задача: эмоционально поддержать ребенка, тонизировать, настроить на активный контакт с миром, т.е. формировать одну из составляющих способности к общению - желание вступать в контакт с окружающими формировать и развивать подражательную деятельность; формировать эмоционально-практическое общение.
Основной и самый эффективный способ воспитания и обучения любого маленького ребенка - игра. Поэтому так активно используют игру в своей работе логопед и психолог. Для стимуляции речевого общения используются игры-забавы, игры-шутки, игры- упражнения.
Психолог формирует на своих занятиях коммуникативные навыки: чувство самооценки, позитивной установки на самого себя, что способствует снижению неуверенности, помогает детям осознать себя и других как нечто особенное и, в то же время, обнаружить сходство, общность в группе; здоровые межличностные отношения (ребенок и сверстники, ребенок и взрослые); умение своевременно распознавать и блокировать агрессивные и аффективные состояния детей, с которыми ребенок вступает в контакт; умение предотвращать ситуации, которые могут причинить вред здоровью.
Законы успешного общения: Самый главный человек на свете - это тот, кто перед тобой. Полюбите его, найдите положительные качества в нем. Дарите ему знаки внимания и уважения. 2. Ищите то, что вас сближает, старайтесь не противоречить собеседнику по любому поводу. 3. Старайтесь не отзываться о людях дурно, ни в чем не обвиняйте собеседника. Стройте общение на равных, не смотрите на собеседника свысока. Берегите собеседника, избавьте его от обид и обвинений. Не спорьте по мелочам. Не спорьте с тем, с кем спорить бесполезно. Не спорьте с тем, кому важнее спор, а не истина. Ищите возможность согласиться, а не возразить. Стремитесь не к победе, а к истине и миру.
Рецепты поведения. Невежливо во время разговора отводить кого-нибудь в сторону, чтобы говорить с ним наедине; невежливо подслушивать, о чем говорят двое в стороне, - в таких случаях следует просто отойти от них подальше. Никогда не шепчитесь в гостях. Не прерывайте говорящего. Если кто-то заговорит одновременно с вами, приостановитесь и дайте ему закончить фразу. В обществе и за столом не демонстрируйте равнодушие, хотя лучше молчать, чем говорить слишком много. Никогда не говорите другим того, что было бы неприятно вы слушать вам самим. Грубые, резкие слова часто возвращаются бумерангом и бьют самого говорящего.