Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад 76 «Капелька» Система комплексного сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ в условиях ПМПк(консилиума) ДОУ Бурдукова Елена Алексеевна, учитель- логопед
ЦЕЛЬ: Расширить охват нуждающихся детей необходимой им специальной педагогической помощью; ЗАДАЧИ: Обеспечить детям с отклонениями в развитии возможность быть интегрированными в среду нормально развивающихся сверстников; Обеспечить родителям возможность получить необходимую консультативную помощь и поддержку.
Сопровождение детей раннего возраста в ДОУ осуществляется психолого-медико-педагогическим консилиумом (ПМПк). Работа по сопровождению начинается с участия специалистов ПМПк в процессе адаптации детей к ДОУ.
Модель взаимодействия участников коррекционно-образовательного процесса Ребенок Учитель- логопед Педагог- психолог Инструктор ФК Музыкальный руководитель Воспитатель
Модель сопровождения семьи и ребенка раннего возраста с ОВЗ Целью сопровождения семьи и ребенка раннего возраста является создание оптимальных условий психического и социального развития, стимуляция его потенциальных возможностей в процессе специально организованного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Задачи: раннее выявление отклонений в развитии ребенка; создание необходимой развивающей среды; разработка и применение индивидуальных мер коррекции; стимуляция потенциальных возможностей ребенка; осуществление профилактики неблагополучного развития детей.
Организация работы ДОУ в период адаптации детей раннего возраста Этап 1. Предварительный сбор информации и подготовки ДОУ к приему детей: сбор информации о ребенке; оказание родителям информационно-консультативной помощи по подготовке ребенка к ДОУ; оборудование предметно-развивающей среды.
Организация работы ДОУ в период адаптации детей раннего возраста Этап 2. Организация работы ДОУ в период адаптации детей. создание эмоционально-благоприятной атмосферы в группе; организация медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка; тесное взаимодействие с семьей ребенка.
Организация работы ДОУ в период адаптации детей раннего возраста Этап 3. Этап подведения итогов адаптации. обобщение итогов адаптации детей к условиям ДОУ и дальнейшее планирование работы с ними
В системе сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ выделяют: 1. диагностическое направление; 2. коррекционное направление; 3. профилактическое направление; 4.консультативно-просветительское направление.
Диагностическое направление - это комплексное изучение общего развития ребенка, выявление отклонений, определение индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей в процессе развития. Формы: Скрининг-обследование; Комплексное обследование; Медицинское обследование; Мониторинг развития ребенка в процессе коррекционной работы; Комплексное обследование ребенка на ПМПК с целью определения образовательной программы, при незначительной динамике в течение года.
Диагностическое направление Система помощи детям раннего возраста предполагает выявление с помощью скрининг- диагностики следующих групп детей: дети с развитием, соответствующим условной возрастной норме; «группа внимания» - дети с развитием, соответствующим нижней границе условной возрастной нормы, которые при определенных условиях могут, как достигнуть нормы развития, так и уйти в «группу риска»; «группа риска» - дети с развитием, ниже условной возрастной нормы. Скрининг-обследование проводится по следующим разделам: сенсорное развитие; общие движения; развитие речи; игровая деятельность; общение; навыки самообслуживания.
Диа ГНос Тичес Кий минимум Диа ГНос Тичес Кий минимум Дошкольники «группы внимания» Группа благополучных дошкольников Выдвиже- ние гипотезы относительно причин и характера проблемы Дошкольники «группы риска » Консультирование педагогов Консультирование родителей Коррекционно- развивающая работа с ребенком раннего возраста с ОВЗ Просвещение педагогов и родителей, воспитывающих ребенка раннего возраста с ОВЗ Профессионально - аналитическая работа При положительной динамике сопровождение ПМПк ДОУ При отсутствии динамики направление на ПМПК При устойчивой положительной динамики доведение ребенка до УВН I Колигиальное заключение II Разработка стратегии сопровождения ребенка раннего возраста с ОВЗ ПМПк ДОУ Углубленное обследование развития ребенка членами ПМПк/ врачами Выявление зоны и содержания проблемы Изучение особенностей личности Сбор экспертной информации о дошкольнике Алгоритм индивидуального сопровождения ребенка раннего возраста с ОВЗ в условиях ПМПк ДОУ I этап. Постановка проблемы II этап. Уточнение проблемы III этап. Решение проблемы
Функции и задачи участников процесса сопровождения Ведущий специалист разрабатывает индивидуальную программу; консультирует участников коррекционного процесса. Исполнитель участвует в разработке программы; реализует ее; констатирует динамику в развитии ребенка; обучает родителей методам и приемам работы с детьми в домашних условиях. Медсестра контролирует эффективность и периодичность рекомендуемого лечения. Председатель ПМПк координирует работу всех участников процесса сопровождения. Родители закрепляют знания, умения и навыки, формируемые в процессе реализации Программы; активно участвуют в коррекционном процессе.
Коррекционное направление Коррекционно-развивающая работа предполагает: разработку индивидуальной программы психолого-педагогической помощи ребенку с ОВЗ специалистами ПМПк и педагогами ДОУ; обучение родителей способам коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком с ОВЗ; проведение индивидуальных и групповых развивающих и коррекционных занятий с детьми раннего возраста с ОВЗ; проведение тренинговых занятий с родителями с целью нормализации внутрисемейных отношений, снижению эмоционального стресса, вызванного рождением ребенка с ОВЗ. Требования к содержанию коррекционно-развивающей программы для детей раннего возраста с ОВЗ: определяются задачи по формированию умений и навыков у ребенка на ближайшее время по основным направлениям; выбираются методы, приемы и упражнения для достижения поставленных задач; при составлении программы необходимо ориентироваться на уровень актуального развития ребенка.
Особенности организации коррекционно-развивающих занятий с детьми раннего возраста с ОВЗ: Ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания; В совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения; Чтобы новый навык закрепился, необходимо повторение; Содержание материала должно соответствовать детскому опыту; Необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала; Необходимо контролировать длительность занятия; Необходима четкая структура занятия; Необходима смена видов деятельности; Перенос знаний; Малышам необходима положительная оценка их деятельности.
Мониторинг специальной комплексной помощи детям раннего возраста «группы риска» Учебные года Общее количество детей раннего возраста Дети «группы риска» (% от общего кол-ва детей) Достигли общего уровня развития (% от кол- ва детей «группы риска») Положительна я динамика Незначительн ая динамика Продолжение сопровождения 2010/ /35%4/50% / /26%4/67% / /16%4/100% / /32%4/57% / /43%4/40%10-6
Результативность Повысить уровень обучения, воспитания, коррекции Существенно обогатить предметно – развивающую среду речевого центра Сформировать интеграционную систему взаимодействия специалистов ДОУ и воспитателей Работа с родителями поднять на более высокий уровень, рост информированности родителей о речевом развитии детей Сформировать благоприятный микроклимат в коллективе детей и взрослых Активизируется свободная деятельность детей Реализованы индивидуальные потребности каждого ребенка
Педагоги МБДОУ создали все условия по выявлению отклонений на ранних этапах развития детей, а также систему сопровождения, которая благоприятно воздействует на ребенка раннего возраста, реализуя его право на получение образования от рождения до школы.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!